Моя бабушка постоянно жаловалась маме, что меня невозможно заставить работать на грядках. Помню, как мне влетало за нежелание возиться в земле. И каково же было мое удивление, когда я увидела ребят из лагеря в палеодеревне. Им по 12-17 лет и в таком возрасте они проводят по четыре часа с лопатой в руках. Четыре часа переборки земли! Что может быть хуже в летние каникулы? Нет. Ничего не может быть интереснее!
Это не чудо, а всего лишь раскопки. Археологические поиски на средневековом Екатериновском городище. Всего лишь. Для маленьких исследователей до 13 лет — это поиски клада и сокровищ. Для более взрослых – способ выделиться и найти что-нибудь особенное.
«Что может быть прочнее, чем битая посуда?» — философически подмечает руководитель раскопок Татьяна Афанасьевна Васильева. Осколки керамики, монеты, металлические предметы – все из рук ребят передается в Музейно-выставочный центр г. Находка.
Для Ани, которая перебирала землю рядом со мной, самая ценная находка – осколок чугуна. А у Никиты Свистова просыпается почти профессиональный нюх. Только при мне он нашел верхнюю часть чжурчжэньского сосуда и монету. За такую удачу ему полагается банка сгущенки. Таковы суровые лагерные законы.
Половое воспитание
— На самом деле наше воспитание будущих историков – это не цель лагеря, — сообщает Елена Воронкова. — Коммуникация через общий труд – да. У многих детей отцы – моряки, которые уходят на долгое время в плавание. А это значит, что им не хватает мужского воспитания. Кстати, обычно именно папы проявляют инициативу, чтобы отправить ребенка к нам. А наш лагерь – как раз то место, где есть пример настоящего мужского поведения. Инструкторы — студенты и молодые педагоги показывают образец поведения мужчины. Маленькие наблюдают за их общением, смотрят на их отношение к девочкам и понемногу учатся.
Мы четко разделяем девочек и мальчиков. Это две разные планеты, и обязанности у них разные. Девочки помогают на кухне повару, моют посуду, перебирают землю. Некоторые даже картошку чистить не умели! А парни таскают ведра, выполняют более грубую работу и заботятся о младших. Даже зарядка разнополая.
Здесь происходит «отравление» кислородом. Оздоровительный лагерь — в прямом смысле этого слова. Различные снэки, как утверждает Елена Захаровна, здесь не приветствуются. Если ребята привозят с собой пищу быстрого приготовления, им просто не дают кипяток и убеждают детей, что нужно питаться именно здоровой пищей.
Лица, морды
Первое здание, которое виднеется при въезде – старая казарма. Ночное привидение не мешает днем ребятам устраивать здесь соревнования по настольному теннису. Лиза Капитошина приехала в лагерь первый раз и надеется, что не последний. «На фестиваль мы переодевались в платья древних женщин и встречали гостей в жилище железного века. А еще мне нравится прыгать с тарзанкой. Конечно, первый раз было страшновато, но потом страх проходит», — рассказывает она.
А ее подруга, Алена Суворова, не надеется, а просто уверена, что поедет на следующую смену, причем не одна, а с сестрой. Лиза и Алена перед фестивалем нашли брошенных котят и пристроили их местной кошке. Так что можно с уверенностью сказать, что жизнь лагеря учит заботиться об окружающем мире.
В лагере живут не только дети. Ворон Макарыч – полноценный член коллектива. Ручной ворон натуралиста, биолога и педагога Владимира Манаева привлекает внимание всех ребят и туристов. Макарыч заводит себе друзей и оберегает хозяина — Владимир Борисович утверждает, что ворон считает его мамой.
От первого лица
Археологический палаточный лагерь комплекса «Палеодеревня» существует уже 12 лет. Даже начальник лагеря Марина Борисовна Нургалиева живет в полевых условиях. Вообще на территории бывшей военной базы есть несколько строений, но они подходят только для общих мероприятий и легенд про призраков.
— Смена этого года особенная, потому что подобрались идеальные дети. Практически все ходили в походы или сплавлялись. Так что жить на природе им в удовольствие. Особенность смен – этнический фестиваль «Живой источник», приезд гостей. В этом году палеодеревня встречала делегацию удэгейцев из села Красный Яр, — рассказывает Марина Борисовна.
— На следующий год задуманы некоторые перемены. Мы планируем увеличить площадь столовой и соединить ее с кухней. Также будут построены новые туалеты, места для палаток, чтобы пригласить больше гостей. В 2013 году фестивалю «Живой источник» исполнится уже пять лет. Юбилейный праздник будет длиться три дня. Национальные игры, бои на подушках, концерты, мастер-классы – уровень мероприятия растет с каждым годом.
Могу открыть секрет. Недалеко от Ливадии мы присмотрели площадку для нового музейного проекта. Это не переезд палеодеревни, а создание нового объекта. Так как земля находится недалеко от побережья, он будет посвящен теме человека и океана, тому, как влияло море на развитие древних культур. Будут созданы комплексы древних эпох, а в перспективе пройдут раскопки. За следующее лето мы уже хотим построить первые конструкции. Материально будем полагаться на городской бюджет, спонсоров и различные гранты. В идеале мы закольцуем новый объект и палеодеревню, чтобы создать полноценный тур. Новый проект находится в стадии разработки, на него мы потратим много сил, но нам не страшно, мы уже опытные, — заверила Марина Нургалиева.
Ольга ТАТАРНИКОВА, студентка Уральского федерального университета