На днях в Доме молодёжи прошла торжественная церемония вручения дипломов выпускникам высших учебных заведений. Среди них были и работники Находкинского пассажирского АТП Вячеслав Калашников и Сергей Лазарев (на снимке). Шесть лет назад они поступили на факультет «Автомобили и автомобильное хозяйство» ДВГТУ, а выпускались уже из ДВФУ. На родном предприятии друзья и коллеги тепло поздравили молодых специалистов с получением корочек.
Уходил, чтобы вернуться
Вячеслав Калашников после учёбы в школе № 16 окончил ГПТУ-13, где получил диплом с отличием и четвёртый разряд газоэлектросварщика. Перед армией удалось немного поработать по специальности и даже поучаствовать в краевом конкурсе профмастерства, который проходил в Фокино. Сдавал теоретическую часть, потом на оценку варил стальные конструкции. Из 14 городов-участников конкурса благодаря ему Находка заняла восьмое место. Отслужив 15 лет назад срочную в армии, устроился в АТП. Всё произошло как-то само собой. Увидел объявление, что на предприятие требуются автослесари. Пришёл в отдел кадров, но здесь предложили вакансию газоэлектросварщика на кузовном участке. Особого опыта не было. Начинал по второму разряду. А когда увидели в нём профессиональные качества, в течение полугода присвоили третий, а потом и четвёртый разряды.
Был период, когда зарплата в АТП показалась парню небольшой, а нужно было содержать семью. И он был вынужден уволиться и перейти в рыбный порт, где занимался разборкой старых конструкций на металлолом. Но продлилось это недолго — он снова вернулся в родное АТП. В коллективе приняли хорошо, направили слесарем на участок ТО-2, а через некоторое время предложили перейти контролёром ОТК с последующей учёбой в вузе на заочном отделении по специальности инженер-механик.
— 15 лет работы в АТП научили меня многому. Довелось около года поработать в техническом отделе инженером, последние четыре года тружусь начальником смены, — рассказывает он.
Здесь освоил технологический процесс ремонта автобусов, правила оформления технической документации, технику безопасности, управления персоналом, специфику работы с диспетчерской службой, обязанности контролёра ОТК по выпуску машин на линию. Имея за плечами хорошую практику автослесаря по ремонту автобусов, уже и не страшно было переходить в разряд управленцев.
— Я очень благодарен генеральному директору АТП Алексею Александровичу Гашеву, начальнику отдела кадров Валентине Мироновне Мин и коммерческому директору Сергею Алексеевичу Кондаурову, что они увидели во мне перспективного специалиста, убедили продолжить учёбу в вузе, не раз помогали добрыми советами, различной технической литературой. Но первым мне подал мысль к повышению образования старший инженер службы техобслуживания Евгений Малыгин. Он сам успешно продвигается по служебной лестнице и меня зажёг профессиональным ростом, — рассказывает он.
Сегодня Вячеслав Калашников — менеджер по производству АТП. В его подчинении около трёх десятков человек. На суточное дежурство заступает посменно. Отвечает за качественное выполнение ремонта машин, узлов и механизмов, выход автобусов на линию в исправном состоянии, за работу диспетчерской службы, осуществляет контроль за соблюдением техники безопасности на территории предприятия.
— С каждым разом всё больше убеждаюсь в том, что коллектив в АТП большой и дружный, — говорит Вячеслав. — Автослесарями работает в основном молодёжь в возрасте до 40 лет. Кто давно здесь трудится, с ними производственные отношения выстраиваются намного легче, чем с некоторыми новичками. За годы работы своими руками довелось перебрать многие автобусы практически по гайкам, поэтому знаю хорошо нашу технику. АТП — хорошая школа для тех, кто хочет в совершенстве знать машину. И мой совет молодёжи, которая стремится набраться технического опыта и знаний, — поработать именно здесь.
Закупки с пользой
За последние годы на предприятии проводится масштабная модернизация. Для шиномонтажного участка закуплен и смонтирован стенд по ремонту шин, для службы ТО-2 приобретён пресс для выпрессовки шкворневых узлов, в электроцехе установлен новый стенд для технологической проверки оборудования, на дизельный участок закуплен современный подъёмник. Перемены коснулись аккумуляторного и агрегатного участков. Большие вложения сделаны в приобретение инструментов фирмы SATA, что значительно облегчило труд автослесарей. Если раньше бортировали колёса обычными баллонниками, то сегодня эти операции выполняются уже с помощью пневмогайковёртов. Это не просто удобно и легче, но и гораздо быстрее. Да и требования сегодня жестче — на замену, например, колес по инструкции отводится всего 15-20 минут. Значительно лучше стало оснащение складов АТП запчастями и оборотными запчастями. Зачастую вместо износившейся детали автослесари меняют сразу весь агрегат или узел, что гораздо быстрее и удобнее, выпускают машину на линию, а уже потом занимаются ремонтом.
— Диплом — это не гарантия, что ты уже все знаешь. Самообразованием приходится заниматься постоянно. На предприятие приходят новые модели автобусов с усовершенствованной электроникой, закупается современное технологическое оборудование. И инженеру надо всё это знать в первую очередь. Стараюсь профессионально расти сам и советую другим не останавливаться на достигнутом. Если хотите, это моё жизненное кредо, — заверил мой собеседник.
Автобус парапланеру не помеха
Все шесть лет рука об руку с Вячеславом Калашниковым учился в вузе его однокашник Сергей Лазарев. В автотранспортном предприятии Сергей работает десять лет. После школы учился в Находкинском политехническом колледже, где получил специальность слесаря по ремонту и обслуживанию автомобилей. В армии по профессии поработать не удалось, хотя служба была связана с техникой — обслуживал дизель-генератор по обеспечению воинской части электроэнергией в аварийных ситуациях.
Вернувшись домой, пришёл автослесарем в Находкинское АТП. Взяли парня автослесарем по третьему разряду с трёхмесячным испытательным сроком. Но, увидев его профессиональные способности, уже через месяц с небольшим перевели на самостоятельную работу.
Как и Вячеслав, Сергей в 2006 году поступил в ДВГТУ на тот же факультет, что и его товарищ. Годы учебы помогли в основном деле — вырос до четвертого разряда. Уже дипломированным специалистом его недавно перевели в контролёры ОТК по выпуску машин на линию. Прибавилось нагрузки и ответственности, но при всём этом Сергей не изменяет избранной работе и любит коллектив.
Свободное от работы время он посвящает полётам на парапланерах, более десяти лет занимаясь в парапланерном клубе «Провинс». С детства имеет пристрастие к парашютам и авиационной технике, некоторое время увлекался моделированием в клубе «Юный техник». Однажды собственными руками изготовил для себя большого воздушного змея, с помощью которого «с ветерком» катался на лыжах. На парапланерах Сергей поднимался над землёй до полутора тысяч метров.
— Я предпочитаю одноместные и безмоторные парапланеры, которые носятся ветром, — рассказывает Сергей Лазарев. — Надуваю крыло, аппарат приобретает соответствующую форму, и поднимаюсь в небо. Ежегодно в посёлке Безверхово (Хасанский район) в течение одной-двух недель проводятся региональные соревнования на Кубок Дальнего Востока на точность приземления. Уже несколько раз я участвовал в таких состязаниях. Моей мечтой с детства было подняться на высоту птичьего полёта и парить над землёй часами. Здесь человек испытывает особое, захватывающее чувство. Его надо обязательно прочувствовать самому, — заверил мой собеседник.
Владимир ПАНТЮХОВ