Владимир Каплинский: СЕРТИФИКАЦИЯ РИЭЛТОРОВ — ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Для каждой российской семьи недвижимость, будь то квартира, дом или земельный участок, была и остается самым ценным и жизненно необходимым объектом собственности. Именно поэтому профессиональная, цивилизованная риэлторская деятельность в современной России все увереннее становится эффективным инструментом решения общегосударственных задач в сфере улучшения жилищных условий граждан. Об этом наша беседа с президентом Дальневосточной гильдии риэлторов, вице-президентом Российской гильдии риэлторов — Владимиром Каплинским (на фото).

  • Владимир Александрович, с чем было связано создание добровольной сертификации услуг на рынке недвижимости?

— Профессия риэлтора в современной России возникла в начале 90-х годов прошлого века. Начался процесс приватизации, появилось право собственности на недвижимость, сформировался рынок недвижимости и пришли люди, которые решили профессионально заниматься предоставлением услуг в этой сфере. В середине 90-х было введено обязательное лицензирование риэлторских услуг. Но, как впоследствии оказалось, ненадолго. В 2002 году лицензирование было упразднено. Государство сняло с себя функции контроля над рынком недвижимости — кто как работает, насколько качественно оказываются услуги. Для предотвращения дестабилизации рынка услуг в сфере недвижимости Российская гильдия риэлторов, объединяющая профессионалов всей страны, разработала и зарегистрировала в Госстандарте РФ систему добровольной сертификации услуг брокеров по недвижимости.

  • А что означает сертификация услуг?

— Это важный шаг в развитии агентства недвижимости и критерий высокого доверия со стороны населения. Наличие сертификата у агентства недвижимости – подтверждение профессионализма и качественного обслуживания, залог уверенности и безопасности клиентов, дополнительные гарантии того, что компания пришла на рынок всерьез и надолго.

Процедура сертификации была и остается именно добровольной. Может быть, некоторых участников рынка вполне устраивает ситуация, когда при отсутствии законодательной базы со стороны государства можно работать и оказывать услуги (насколько качественно – это еще вопрос) по старинке, как в 90-х, – не имея офисного помещения, без профессиональных знаний у сотрудников, по непонятным договорам, ничего общего не имеющим с существующим на сегодняшний день законодательством, а то и вовсе без договора. Не случайно в СМИ то и дело появляются публикации про так называемых «черных маклеров», которые являются откровенными мошенниками. А ведь в этом случае наносится ощутимый удар по имиджу всего профессионального риэлторского сообщества. Именно поэтому остро встал вопрос о необходимости оградить рынок недвижимости от подобных деятелей.

16 декабря 2011 года на ежегодном общем собрании Дальневосточной гильдии риэлторов руководитель органа по сертификации ДГР отчитался о результатах работы за 2011 год. Красной нитью отчета была информация о стопроцентной сертификации всех риэлторских компаний, входящих в Некоммерческое партнерство «Дальневосточная гильдия риэлторов» (ДГР). Данная работа проводилась в рамках принятого в июне 2011 года эпохального решения участников сообщества о регистрации Некоммерческого партнерства «Дальневосточная гильдия риэлторов» как саморегулируемой организации (СРО).

  • Какие организации стали членами СРО?

— Войти в СРО изъявили желание и подали заявления риэлторы Находки, Уссурийска, Владивостока, Артема, Большого Камня, Арсеньева, Южно-Сахалинска. Всего более сорока компаний. Работа по сертификации не проходила гладко. По ее результатам ассоциации пришлось расстаться с четырьмя компаниями, не желающими или не имеющими возможности предоставить уровень качества услуги, предъявляемый Национальным стандартом. Здесь стоит отметить тот факт, что компании города Находки, входящие в ДГР, а именно ООО «Эльтон», юр. бюро «Находкинский центр недвижимости», ООО «Владимир», ООО «Триумф», ООО «Город», ООО «Вавилон», ООО «Гефест ДВ», АН «Империал», АН «Ирабис», успешно прошли сертификацию и стали членами СРО.

  •  Что значит членство агентства недвижимости в саморегулируемой организации?

— Есть целый ряд преимуществ, которые получают клиенты и потребители риэлторских услуг. Например, деятельность риэлторского агентства и агента контролируется государством и осуществляется по национальным стандартам. Дальневосточная гильдия, а не агентство или агент, несет имущественную ответственность перед клиентом согласно закону РФ. Обязательным условием становится досудебное разрешение споров. Личность любого агента, представляющегося от агентства – члена СРО, можно легко проверить по Единому реестру. Принятию решения о саморегулировании предшествовали долгие дебаты как в национальных профессиональных объединениях, так и внутри Дальневосточной гильдии.

  • Есть ли опыт создания СРО в других регионах страны?

— На сегодняшний день в России зарегистрировано шесть саморегулируемых организаций — профессиональных объединений риэлторов. Имеющиеся тесные рабочие отношения с регионами позволили при регистрации СРО в Дальневосточном регионе учесть ошибки партнеров в других регионах. Стоит отметить, что компенсационный фонд заменен страхованием профессиональной ответственности риэлторов перед клиентом. Теперь каждое агентство недвижимости, входящее в том числе в Находкинскую гильдию риэлторов, застраховано на 30 миллионов рублей!

  •  Каких действий потребовал переход к сертификации услуг?

— На первом этапе было принято решение о 100%-й сертификации риэлторских компаний, входящих в Гильдию. 100%-я сертификация означает, что компании, входящие в ДГР, добровольно приняли на себя обязательства работать по единым общенациональным стандартам профессиональной деятельности риэлторов. Для этого весь персонал компаний прошел обучение и аттестацию, сдав экзамен и получив квалификацию «брокер» или «агент» на рынке недвижимости, с получением аттестата общероссийского образца и внесением данных в Единый реестр аттестованных специалистов по недвижимости.

Еще одним шагом к созданию цивилизованного рынка недвижимости и повышению профессиональной ответственности стало создание под эгидой Находкинской гильдии риэлторов в августе 2011 года Комитета по этике, членству и защите прав потребителей. Возглавляет его один из руководителей юр. бюро «Находкинский центр недвижимости» — Шишкова Светлана Владиславовна. Записаться на прием к ней можно по телефону: 629-777. На заседаниях комитета за первый год работы было рассмотрено более 50 спорных ситуаций между потребителями риэлторских услуг и агентствами недвижимости. И во всех случаях стороны приходили к цивилизованному разрешению конфликта. Стоит отметить, что подавляющее большинство жалоб приходится рассматривать на компании, которые работают без всяких подтверждающих квалификацию документов и стандартов.

  •  О чем должен знать и помнить клиент агентства недвижимости?

— Чтобы не ошибиться и не сомневаться в выборе агентства, нужно получить ответы на несколько главных вопросов. Есть ли у риэлтора действующий квалификационный аттестат общероссийского образца агента или брокера? Есть ли у агентства недвижимости действующий сертификат соответствия национальным стандартам? Застрахована ли профессиональная ответственность и на какую сумму? Состоит ли агентство недвижимости в профессиональном объединении риэлторов? Ответы вас удовлетворяют? Перед вами — надежный партнер и помощник в делах недвижимости.

Таким образом, совместными усилиями общества и профессионалов сделаем находкинский, а в целом и дальневосточный рынок недвижимости более цивилизованным!

Беседовала Нина КОЛЬЦОВА
 
Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.