Ложка дёгтя

В ПРАКТИКЕ работы думы Находкинского городского округа  ситуация, когда решением депутатов отделу внешнего контроля поручается проверка поступившего обращения граждан, случается  нечасто. В начале июля такой вопрос был внесен в повестку заседания думы, и отделу было поручено разобраться в конфликте, связанном с ремонтом многоквартирного дома в рамках краевой и федеральной программ реформирования ЖКХ.

Придание особой значимости теме было связано с активным участием городского округа в этой государственной программе  — за три  года за счет целевых средств  в Находке уже капитально отремонтированы 90 домов. И ни разу жители,  подписав акт приемки своего жилья, позднее проблему качества ремонта и использования целевых средств не поднимали. В данном случае на руках у исполнителей-подрядчиков были акты о приеме дома, а в прокуратуре и думе — письма инициативной группы о законности и целевом использовании  средств бюджета округа, выделенных в 2009 году на софинансирование краевой адресной программы по проведению капремонта дома на Советской, 9. Причем обращение было направлено в адрес краевой администрации.

Авторы письма просили  дать правовую оценку деятельности управляющей компании «Амарант – сервис» при  проведении работ, утверждая, что  в июне 2009 года не давали на это своего согласия,  не подписывали акт приема  дома в завершение капремонта. Кроме того, они  выдвинули претензии по фактическому объему выполнения и качеству работ.  Проверкой со стороны думы занимался начальник отдела внешнего контроля  Владимир  Кравченко. В ходе проверки выяснилось, что эти сведения не соответствуют действительности.

 Подготовка к участию в программе капремонта по каждому дому – процесс длительный. Так было и на Советской.  В марте 2008 года на общем собрании собственников, организованном и проведенном  при активном участии «Амарант – сервиса», ставшего управляющей компанией дома  еще в сентябре 2007 года по решению аналогичного общего собрания, жители  приняли решение принять участие в адресной  программе по капитальному ремонту.  Здесь же был утвержден перечень  будущих работ – капремонт систем теплоснабжения, водоотведения, водоснабжения, кровли. Определена была и их ориентировочная стоимость – 3,9 млн рублей. В мае прошлого года собственники еще раз собрались, чтобы избрать комиссию по контролю и подписанию актов сдачи-приемки объекта, делегировав ей эти полномочия на период ремонта.   За несколько дней до начала ремонта вопрос о расторжении договора с ООО «Амарант – сервис» на управление этим домом на этих собраниях не ставился – компания оставалась управляющей организацией и добросовестно выполнила  условия договора подряда.

Вместе с договорами о выполнении работ подрядчиками,  а ими стали по решению собственников  три ООО – «Амарант — сервис», «Сантехсервис», «Мол — центр»,  проверяющие проанализировали и приложенные к каждому из них акты выполненных работ. Они подписывались поэтапно — 29 июня и 7 июля 2009 года — всеми участниками процесса, в том числе и   общественной комиссией из числа собственников. В них совпадает все – и объемы, и затраты, а главное — присутствуют подписи всех членов инициативной группы. Из пятерых четверо приняли работы без замечаний, у одного инициатора замечания нашлись, но были несущественными и оперативно устранены подрядчиками. И уже 27 июля того же года был составлен и подписан без замечаний акт приемки законченного строительства объекта, а 14 сентября на общем собрании собственников он был утвержден. И в этой части  сведения в письме оказались не соответствующими действительному положению вещей.

 А 1 июля  2010 года в думу, спустя почти год, пришла жалоба, которую внимательно рассматривали специалисты и ответственные должностные лица. Уже на финальном этапе проверки в адрес председателя думы Михаила Пилипенко поступило новое заявление от той же инициативной группы, извещавшее проверяющих, что «претензий к управляющей компании ООО «Амарант —  сервис»  не имеют». Тогда невольно напрашивается вопрос: а зачем тогда вообще писали, если заранее знали, что в письме не более чем  домыслы?

– И этот вопрос не единственный, не дающий право просто так  списать жалобу в архив, – считает Владимир Викторович Кравченко. – Целевое использование бюджетных средств – тема в государственных программах особая. К ней повышенное внимание. И, когда поступает жалоба на подобные нарушения,  к ней относятся серьезно. Трудно предположить, что взрослые люди, прекрасно зная, что  нет оснований, напишут в несколько адресов откровенное вранье с только им одним известной целью – то ли напугать,  то ли  поднять лишний шум, то ли  обратить на себя внимание. Ведь итоги проверки будут позднее, а пока она идет, можно обвинять, требовать, выставлять условия. Зачем? Трудно понять такую логику. Выводы отдела внешнего контроля сделаны исключительно на документах с подписями, печатями, сданных в архив по итогам прошлого года. Ни  одна бумага не вызывает сомнений. Наличие актов о приемке дома – важнейший показатель для банка, оплачивающего от имени государства выполненные работы. Если есть разногласия по объемам и качеству, то банк понесенные расходы не оплачивает – это требование программы. Деньги поступили вовремя и в полном объеме. Это главное доказательство, что условия договоров были  выполнены.

 Такая жалоба, как булыжник в озеро – круги расходятся во все стороны. И далеко не всегда они  прозрачные. Отправленная в инстанции «липа» на имидж города не работает. Прежде существовало понятие «лицо города».  И мы его коллективно берегли и создавали. Сегодня, выходит, оно мало что значит? Только для какого-нибудь чиновника наверху это лишний повод усомниться  – а нужно ли Находке давать столько денег? До сего момента наш город по числу многоквартирных домов, включенных в адресную программу капремонта за  счет бюджетных средств, после Владивостока лидирует. А что будет в следующем году, как пройдет защита в крае   списка новой группы домов на участие в этой программе? Нет однозначного ответа. Тем более что установку центра — не давать  бюджетные деньги туда, где их используют не по целевому назначению, никто не отменял. В Находке этого нет. Но ведь не зря утверждают, что ложка дегтя бочку меда запросто испортит.

К  комментарию  главного специалиста городской думы можно добавить вот такую статистику —  в Находке 1328 многоквартирных домов и все нуждаются в серьезных вложениях. У собственников таких средств нет. Они согласно программе реформирования ЖКХ участвуют в капитальном ремонте мизерными вложениями — всего из расчета пяти процентов с учетом занимаемой площади своих квартир.  Остальное дает государство. На Советской, 9, собственники  в общую сумму  3 942 478 рублей внесли только 197 тысяч, причем сдали не все и не  сразу, а частями и за недопустимо длительный срок. «Амарант – сервис», чьи действия пытались обжаловать жильцы дома, начал ремонт, не дожидаясь погашения всего долга. За это, очевидно, ему и ответили «добром». Только жильцы злополучного адреса льготой государства уже воспользовались, а до других им, судя по всему, дела нет. Жаль.  Собственниками мы все в одночасье стали, а управлять этой собственностью не можем. Да и учиться откровенно лень. И еще одна деталь – свой отремонтированный дом жильцы Советской, 9, передали другой управляющей организации и, распрощавшись с ООО «Амарант – сервис», написали на него жалобу.

Наталья Вотчал
Запись опубликована в рубрике Социальный ракурс. Добавьте в закладки постоянную ссылку.