Дальневосточный Октябрь

Продолжение. Начало в № № 129, 133

Официально принято считать, что гражданская война и иностранная интервенция в Приморье начались сразу после свершения Великой Октябрьской социалистической революции и продолжались до октября 1922 года, когда войска Народно-освободительной армии, полностью освободив наш край от белогвардейцев и интервентов, вошли во Владивосток. Вооружённая борьба между классами, слоями, группами населения проходила при активном вмешательстве иностранных государств.

Иностранная военная интервенция была составной частью борьбы империалистических держав против Советской России. Главную роль в ней играли Япония и США. Япония претендовала на господство в Азии, стремясь захватить весь Дальний Восток. Америка была против односторонней оккупации, но была готова предоставить японцам известные «компенсации». США и Англия надеялись использовать Японию как ударную силу и переложить на неё вину за развязывание интервенции. Вначале страны Антанты пытались проводить интервенцию замаскированно, используя силы внутренней контрреволюции (казачьи атаманы Семёнов в Забайкалье, Гамов и Кузнецов – в Амурской области, Калмыков – в Приморье), снабжая их вооружением и деньгами. Но японское правительство сразу же начало усиленно готовиться к интервенции. Уже в ноябре 1917 г. японским Генштабом был разработан план отправки войск в Северную Маньчжурию и Приморье. В начале декабря три японских дивизии уже были готовы к отправке. Иностранными миссиями на Дальнем Востоке стала распространяться информация о реальности германской угрозы этому региону, возможности захвата военнопленными военных складов во Владивостоке.

В конце ноября 1917 г. межсоюзническая конференция в Париже обсудила вопрос об интервенции в Сибири, но к совместным действиям союзники ещё не были готовы: мешали противоречия. СШа очень опасались, что в результате интервенции в России позиция Японии в Юго-Восточной Азии значительно усилится.

В январе 1918 года японский министр Тератути на открытии парламента заявил: Япония считает себя ответственной за сохранение мира в этой части света, следовательно, в случае нарушения такового… правительство Японии ни на минуту не задумается о принятии необходимых мер. В решении Кабинета министров Японии от 13 января 1918 г. говорилось о необходимости существенно ограничить мощь российской армии на Дальнем Востоке, ликвидировать Владивостокскую крепость, объявить Владивосток свободным портом, добиться в этом регионе свободы действий японским предпринимателям и открыть им доступ на Амур.

Японцы пытались использовать в своих интересах руководство КВЖД в лице генерала Д.Л. Хорвата и связанные с ним контрреволюционные отряды, потребовав в качестве компенсации за финансирование и вооружение выполнения решений, принятых Кабинетом министров.

Прибывшие в Харбин из Томска «областники» — члены подпольного «временного правительства автономной Сибири» во главе с П. Дербером — придерживались проамериканской ориентации, рассчитывая при перевороте взять власть в свои руки на Дальнем Востоке.

Дебаты среди союзников по поводу интервенции усилились в связи с наступлением германских войск на западе России в феврале 1918 г. Вновь появился повод говорить о германской угрозе. Япония стала добиваться у Антанты поддержки её решения провести интервенцию на Дальнем Востоке одной, что сразу же вызвало ответную реакцию США. Франция предложила начать объединённую интервенцию, но Америка не была готова. К этому надо добавить, что войска Антанты были заняты ещё и на германском фронте. В ответ госдепартамент США заявил, что если интервенция в будущем будет необходима, то она должна осуществляться международными усилиями.

Резкое политическое противостояние началось весной 1918 года.

С началом марта 1918 г. меньшевики и эсеры организовали целый ряд антисоветских забастовок, выступая против направления советских комиссаров в государственные учреждения, на предприятия и в воинские части. 6 марта они выступили с призывом создать на территории Приморья «…такую власть, которую бы могли признать иностранные консулы». В этот же день в 9 час. вечера в г. Благовещенске вспыхнул Гамовский мятеж, во главе которого стоял правый эсер — атаман Амурского казачьего войска Гамов. Белогвардейский штаб находился в здании японской торговой конторы «Тоями». 12 марта красногвардейцы и матросы Амурской флотилии перешли в решительное наступление и через два дня мятежники были окончательно разгромлены.

10 марта правительство Соединённых Штатов Америки дало согласие на японскую интервенцию при условии, что Япония не станет укреплять собственные позиции в Сибири и на Дальнем Востоке. В рамках этой договорённости для оказания помощи войскам атамана Г.М. Семёнова (1890-1946) прибыл хорошо оснащённый японский артиллерийский отряд.

19 марта представитель английской военной миссии Веджвуд в беседе с представителем Владивостокской городской Думы А.Ф. Агарёвым и Приморской земской управы А.С. Медведевым обсудил вопрос о созыве в г. Владивостоке Учредительного собрания после свержения власти Советов.

Для начала интервенции нужен был повод и такой вскоре «нашёлся». 4 апреля 1918 г. произошло провокационное убийство японских служащих во Владивостокской торговой конторе «Исидо». И уже 5 апреля были высажены на берег японский и английский десанты, что явилось началом антисоветской военной интервенции.

5 апреля вооружённый отряд атамана Семёнова, усиленный солдатами и офицерами и войсками антинародного китайского правительства, вновь перешёл границу Советской России.

Понимая нависшую над Дальним Востоком угрозу иностранной интервенции, при Дальневосточном краевом исполнительном комитете Советов создаётся штаб Красной армии. На 1 июня общая численность красноармейцев насчитывала 2 914 человек, в том числе в Приморской области – 2 000 чел., в Амурской области – 914 чел.

11 мая 1918 г. президент Соединённых Штатов Америки Вильсон в беседе с государственным секретарём Лансингом дал последнему поручение: «Проследите, пожалуйста, очень внимательно за успехами Семёнова и за тем, нет ли какого-нибудь законного способа оказать ему помощь».

В мае 1918 г. по указанию представителей военных миссий США и Англии в Китае были задержаны, до особого распоряжения, пароходы «Симферополь», «Витим», «Нижний Новгород», «Тула», «Кишинёв», «Индигирка», «Камчатка», «Чукотка», которые грузились продовольствием для населения советского Дальнего Востока.

29 июня 1918 г. во Владивостоке произошло вооружённое выступление Отдельного чехословацкого корпуса, сформированного по инициативе Союза чехословацких обществ в России осенью 1917 года из военнопленных и эмигрантов чешской и словацкой национальностей. Несмотря на заявление о невмешательстве в политическую борьбу в России, руководство Чехословацкого национального совета и руководство корпуса поддержали контр-революцию. В связи с Брест-литовскими переговорами (1918), по согласованию с Антантой, корпус был объявлен автономной частью французской армии. Русское правительство заявило о своей готовности оказать содействие эвакуации чехословацких частей через Владивосток при условии лояльности и сдачи основной части вооружения. Однако эти условия выполнены не были: оружие скрывалось; по пути следования провоцировались инциденты – солдат убеждали, что Советы намеренно препятствуют скорейшему продвижению железнодорожных составов, задерживают их отправку в Западную Европу. К концу июня 1918 г. во Владивостоке скопилось до 30 000 чехословаков. Поводом для выступления послужило оказание помощи чехам, на которых якобы напали большевики.

В 8 часов утра чехословаки окружили здание Совета, арестовали всех находящихся там руководящих работников во главе с председателем Владивостокского Совета К.А. Сухановым. Были арестованы руководители краевого и городского комитетов РКП(б) И.Г Кушнарёв, П.М. Никифоров, В.М. Сибирцев, М.И. Губельман, Д.А. Мельников, П.В. Уткин и др. Несмотря на то, что два полка челословаков отказались выступать против Советов и были отправлены на о. Русский, соотношение сил сложилось не в пользу законной власти. В рядах Владивостокского гарнизона насчитывалось всего 460 красногвардейцев. Большая часть защитников Советской власти находилась на Гродековском и других фронтах. 29 июня во Владивостоке погибло и было ранено около 300 красногвардейцев. В результате свержения во Владивостоке Советской власти было сформировано контрреволюционное правительство во главе с правым эсером П.Я. Дербером, восстановлена городская Дума под председательством меньшевика А.В Агарёва, а в области – Приморская областная земская управа под председательством правого эсера А.С. Медведева. Штаб мятежников и склад оружия находились в английском консульстве. После переворота белочехов и произведённых арестов К. Суханов и Д. Мельников (начальник городской милиции) были заключены в Первореченскую военную тюрьму. 18 ноября 1918 г. в 4 часа утра под предлогом перевода в гражданскую тюрьму К. Суханов и Д. Мельников были увезены и по дороге убиты якобы при попытке к бегству. Тела были захоронены недалеко от тюрьмы. И только в апреле 1923 г. они были найдены и перезахоронены у подножия памятника Г.И. Невельскому.

17 июля 1918 г. госдепартамент США опубликовал меморандум, в котором выражалось отрицательное отношение Америки к интервенции, однако говорилось, что американские войска будут посланы для помощи эвакуации Чехословацкого корпуса. Аналогичные декларации были сделаны Японией, Францией, Британией, Италией и Китаем. Соединёнными Штатами Америки на поддержание функционирования Транссибирской магистрали были направлены 285 железнодорожных инженеров и механиков, во Владивостоке был развёрнут завод по производству вагонов (всего было выпущено 30 000 штук).

5 августа один из организаторов мятежа чехословацкого корпуса генерал М.К. Дитерихс (1874-1937) проводит во Владивостоке в целях координации действий совещание «союзных командиров».

6-7 августа против Советской власти выступают уссурийские казаки.

8 августа 1918 г. из Гонконга во Владивосток прибыл 25-й Мидльский английский полк в составе 500 человек под командованием полковника Джона Уорда.

9-го августа на Дальневосточный фронт отправляются французские войска, 11-го – японские войска, 15-го – американские военнослужащие. Главнокомандующим союзными объединёнными силами назначается японский генерал Отани, который претендовал на верховное командование всеми союзными войсками восточнее Байкала, что встретило энергичное сопротивление генерала Гревза. За этими разногласиями скрывались противоречия японских и американских интересов: Япония стремилась к полному захвату Дальнего Востока, противилась распространению власти адмирала Колчака.

Адмирал А.В. Колчак, прибывший во Владивосток после высадки союзных войск, потом вспоминал: «Владивосток произвёл на меня впечатление чрезвычайно тяжёлое – я не мог забыть, что я там бывал ещё во времена империи. Тогда мы там (во Владивостоке) были хозяевами. Это был наш порт, наш город. Теперь же там распоряжались кто угодно. Все лучшие дома, лучшие казармы были заняты чехами, японцами, американцами и другими «союзниками», которые сюда прибывали. Наше положение было глубоко унизительное и печальное. Я чувствовал, что Владивосток не является больше нашим, русским городом. Я считал, что эта интервенция, в сущности говоря, закончилась оккупацией и захватом города и всего Дальнего Востока в чужие руки».

3 августа 1918 г. во Владивостоке высадился батальон британцев (829 чел.), 9 августа – рота французских колониальных войск (107 чел., в основном, вьетнамцы) 16 августа – два американских полка с Филиппин (3 011 чел.), 3 сентября – ещё 5 002 американца во главе с генерал-майором Вильямом Грейвзом. В сентябре во Владивосток прибыли 1 400 итальянцев.

К 11 сентября 1918 г. весь Дальний Восток был временно оккупирован. Из 21 дивизии, составляющей японскую армию, 11 дивизий (176 тыс. чел.) находились в то время на дальневосточной земле, 10,0 тыс. человек составлял контингент американских войск. А всего в интервенции на Дальнем Востоке участвовало более 200 тыс. человек иностранного контингента.

Юрий Меринов,
член Союза писателей России.
Продолжение следует.
Запись опубликована в рубрике Страницы истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.