Автобус сравняли с самолётом

Предприятиям — перевозчикам пассажиров работать с каждым годом становится всё сложнее. Особенно напряжённым выдался нынешний год, который принёс ряд законов, требующих внедрения новых форм работы и серьёзных финансовых вложений. Как выполняются эти требования? С какими трудностями приходится сталкиваться Находкинскому ПАТП? Как отразятся нововведения на тарифах городских, пригородных и междугородных перевозок? На эти и другие вопросы мы попросили ответить генерального директора ООО «Находкинское пассажирское автотранспортное предприятие» Алексея ГАШЕВА.

  • .Алексей Александрович, продолжим разговор об оснащении автобусов средствами спутниковой навигации. Что уже удалось сделать предприятию?

— До 1 июля нынешнего года весь пассажирский автотранспорт должен был оснаститься спутниковой навигацией. Система спутникового мониторинга позволяет в режиме реального времени отслеживать местоположение, направление, скорость и маршрут движения транспортных средств, контролировать нарушения, связанные с несоблюдением графиков движения, отказом в работе оборудования, нецелевым использованием автобусов, контролировать расход топлива, осуществлять оперативное реагирование, отслеживать труд диспетчеров.

Приказ Минтранса, которым определён перечень требований к приборам ГЛОНАСС и порядок оснащения ими машин, появился только в последний день июля. До конца года оставалось всего пять месяцев, за которые предприятия-изготовители должны были выпустить необходимое количество навигационного оборудования, а перевозчики – установить его на все свои автобусы. Изначально эта идея ставилась автопредприятиями под сомнение. Во-первых, заводы не в силах изготовить за такой короткий период необходимый объём приборов, во-вторых, где взять сразу столько средств на эти цели? В частности, на оснащение только одного автобуса приборами системы ГЛОНАСС требуется от 35 до 40 тысяч рублей. Если умножить эту цифру на 160 машин Находкинского ПАТП, получается немалая сумма. И всё же мы приложили массу усилий, чтобы выполнить требование Минтранса, – нашли средства и закупили почти всё необходимое оборудование, организовали собственную мастерскую по установке приборов ГЛОНАСС. Эта работа ведётся поэтапно. Но многие предприятия России не смогли уложиться в обозначенные правительством сроки, поэтому очередная дата завершения оснащения спутниковой навигацией назначена на 1 января 2013 года.

  • .Судя по всему, серьёзные издержки АТП придётся понести с исполнением и другого федерального закона — «О транспортной безопасности».

— В современных условиях, когда терроризм стал угрозой нашего с вами существования, принятие данного закона было необходимым и своевременным. Но некоторые его статьи меня приводят в недоумение. К примеру, автобус должен быть оснащён не менее чем четырьмя видеокамерами с антивандальной оболочкой, видеорегистратором с памятью не менее 750 мегабайт и рядом других приборов. В целях повышения безопасности пассажиров также может подключаться дополнительное оборудование. Все издержки по выполнению требований закона возлагаются на плечи предприятий. Мы в свою очередь будем вынуждены «забить» эти расходы в стоимость билета. Другого выхода у нас нет.

В целях транспортной безопасности закон предписывает ввести досмотр багажа, ручной клади, пассажиров и самих транспортных средств на регулярных городских маршрутах. Таким образом, автобусы, получив первую категорию опасности, фактически приравняли к самолётам. Мне, честно говоря, непонятно, как всё это будет выглядеть на деле.

Этим же приказом Минтранс требует от перевозчиков делать в аккредитованных организациях оценку уязвимости транспортных средств. Зачем? Неужели автобусы одной и той же марки «ДЭУ», имеющие российский сертификат, чем-то различаются между собой в Находке и Москве? Конечно же, нет. Порой складывается такое впечатление, что наши народные избранники принимают некоторые законы, не думая о последствиях. В одном из регионов подсчитали, и оказалось, что на выполнение требований закона «О транспортной безопасности…» только по одному автобусу набирается сумма, равная стоимости нового автобуса.

  • .Каково ваше отношение к ещё одному федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности предприятий-перевозчиков пассажиров…»?

— Закон вступает в силу с 1 января будущего года. Его действие распространяется практически на все виды пассажирских перевозок, кроме легкового такси. Выплата по причине вреда жизни пассажира, другими словами в случае смерти, составит 2,025 млн рублей, здоровью пассажира – 2 млн руб., его имуществу — 23 тыс. руб. Минфин подготовил проект тарифов для рынка обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков. Заняться этим видом страхования уже выразили желание практически половина компаний, входящих в Национальный союз страховщиков ответственности. Недавно Минфин опубликовал проект постановления правительства об утверждении предельных сумм страховых тарифов. Предполагается, что больше всего будет застраховано поездок пассажиров на городских маршрутах — более 11,5 млрд рублей. Про подсчётам Минфина, здесь на одного страховщика придётся 191,95 млн пассажиров.

Моё отношение к этому закону? Прежде всего, он вызывает обиду и недоумение за нашу страну и не поддаётся никакой логике. Представьте, вместо одной копейки, обоснованной расчётами, страховщики предлагают включить в стоимость билета на проезд в городском пассажирском автотранспорте страховой взнос в размере 87 копеек. Если на междугородных пассажирских автоперевозках этот взнос прежде составлял 1,5 рубля в стоимости билета, теперь будет от 9 до 18 рублей. Мне непонятно, куда и кому будут направляться такие огромные средства, взятые из кармана пассажиров в виде страховых взносов, не подтверждённые фактическим количеством дорожно-транспортных происшествий с причинением вреда здоровью людей. Как это ни горько, но в нашей экономике, особенно в последнее время, прослеживается такая настораживающая тенденция – всё больше появляется компаний, которые, ничего не прозводя, хотят иметь хорошие деньги.

  • .Алексей Александрович, в начале октября вы принимали участие в работе конференции Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ), которая проходила в Артёме. С чем приехали на этот форум?

— В моём выступлении было много требований. Я предложил считать антинародным закон «Об обязательном страховании…» и просить президента России Владимира Путина приостановить вступление в действие этого документа до момента выработки реальных страховых тарифов, соответствующих фактическому количеству страховых взносов и их тяжести. Обратиться в Госдуму с инициативой пересмотра ряда положений закона «О транспортной безопасности…» в части деления автобусов на категории при проведении оценки уязвимости, а также решить с федеральными органами власти вопросы финансирования мероприятий по реализации его требований. Просить Минтранс России пересмотреть свой приказ в части требований транспортной безопасности к автобусам и другим объектам транспортной инфраструктуры, особенно на городских пассажирских перевозках в час пик. Кроме того, я обратился к председателю правления секции городского пассажирского транспорта АСДГ Валерию Новосёлову с просьбой повысить тарифы на проезд в автобусах. На этот шаг перевозчиков вынуждает переход на зимнее топливо, которое несколько дороже летнего, дополнительные расходы по реализации мероприятий транспортной безопасности, установка и обслуживание тахографов и аппаратуры ГЛОНАСС, увеличение размера страховых взносов. Поэтому с нового года будем вынуждены поднять стоимость проезда на городских автобусах минимум на два рубля.

Кстати, президент Владимир Путин обязал Минтранс, Минэкономразвития и Федеральную службу по тарифам (ФСТ) ещё в августе прошлого года утвердить методические рекомендации по формированию нового тарифа на городские пассажирские автоперевозки. Но воз, как говорится, и ныне там. Тем временем интересы перевозчиков грубо нарушаются главами краёв и областей. Несмотря на то, что есть соответствующее разрешение Минэкономразвития, в Приморье департамент по тарифам проводит индексацию за трёхлетний период (с 2008 по 2011 год) почему-то одним индексом вместо трёх.

Наше предприятие в прошлом году обратилось в Арбитражный суд Приморского края с двумя исковыми заявлениями к администрации края – о компенсации убытков, полученных вследствие низкого тарифа, и об отмене постановления по тарифу, принятого властями с грубыми нарушениями законодательства. К сожалению, в арбитраже был мощно задействован административный ресурс, и нам в удовлетворении исков отказали.

  • .С 1 сентября текущего года согласно закону «Об утилизации…» российские предприятия стали платить утилизационный сбор. Как это отражается на экономике Находкинского АТП?

— Южнокорейские автобусы, которые приобретают практически все дальневосточные перевозчики, подорожали сразу на 20 процентов. Стоимость одной машины класса люкс фирмы «Хёндай» уже подошла к 7,5 млн рублей. Не радуют и цены на отечественную технику. Автобусы компании «НефАЗ» предлагаются изготовителем от 3,4 до 9,5 млн, туристические доходят до 11,3 миллиона рублей.

  • .Удаётся ли в таких экономических условиях находить средства на обновление парка?

— Группа находкинских автотранспортных пассажирских предприятий недавно приобрела десять автобусов особо малого класса марки «Газель». Они уже работают на городских маршрутах № 5 и № 4 по установленному департаментом края тарифу. Впредь намерены развивать это направление, используя «газельки» в вечернее время и на малонагруженных маршрутах. Правда, пока их отдача не радует нас, особенно на «четвёрке». Отдел транспорта администрации округа в качестве эксперимента намерен организовать новый маршрут, чтобы связать с помощью таких микроавтобусов улицу Пограничную и проспект Мира через дамбу. Если он окажется убыточным, придётся его закрыть, потому что пассажирские автоперевозки давно не дотируются.

В целом же за последние два года мы приобрели восемь новых южнокорейских автобусов для работы на городских маршрутах и одну машину класса люкс для междугородных перевозок, остальные автобусы парка бэушные. Насколько возможно стараемся поддерживать технику в рабочем состоянии – капитально их отремонтировали, они прошли техобслуживание и признаны годными к эксплуатации. Да и многие перевозчики сегодня вынуждены делать ставку именно на такие машины, потому что новые не по карману.

  • .Наша беседа – в преддверии Дня автомобилиста. Какие мероприятия пройдут на предприятии по случаю профессионального праздника?

— Торжественное собрание, где лучшие из лучших будут награждены почетными грамотами Находкинского АТП, городской думы, главы города и губернатора края, поздравим юбиляров, отработавших в АТП по 10, 15, 20, 25 и 30 лет денежными премиями. Были задумки наградить хороших водителей нагрудным знаком «За безаварийную работу» 1,2 и 3 степеней, но уж слишком строгими оказались требования, изложенные в Положении. Много препон встретили по присвоению звания «Почётный автотранспортник» и «Заслуженный работник транспорта РФ». Так что не всё пройдёт так, как хотелось.

Искренне поздравляю коллективы находкинских предприятий — перевозчиков пассажиров с предстоящим праздником! Желаю крепкого здоровья, семейного благополучия, безаварийного движения, ну и, конечно же, оптимизма. Пусть ваш нелёгкий труд благословит удача!

Записал Владимир ПАНТЮХОВ
 
Запись опубликована в рубрике Экономика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.