Владимир Ильич Тройнин, член Союза писателей России, фотохудожник, эколог, известен многим в Находке. Он неоднократно бывал в нашем городе с творческими программами и выставками. Прошло почти семь лет после его ухода, но память об этом удивительном человеке не растворилась в потоках новой информации и новых имен.
Стали традиционными событиями День амурского тигра, который проходит 1 октября во Владивостоке, и позднее — Тройнинские чтения, на базе средней школы пос. Тигровое. На них съезжаются писатели и поэты, ученые и экологи, просто неравнодушные к творчеству Владимира Ильича люди, делая эти дни незабываемыми. Там проходят выставки художников, презентации новых книг, круглые столы, где все желающие могут поучаствовать в дискуссиях.
Владимир Ильич родился 30 апреля 1937 года в Хабаровском крае. В 1960 году приехал на Камчатку техником-ихтиологом, чуть позднее переехал во Владивосток, руководил научно-поисковыми работами в море, длительное время занимался поисками китов в Арктике, Антарктике, тропических водах Тихого и Индийского океанов. После работы в море судьба привела его на тигриные тропы, а еще позднее он увлекся фотографированием бабочек, создав уникальную коллекцию фотоснимков. Результатом его творческого поиска стали книги, изданные в Москве в издательстве «Детская литература». Это «Рассказы о китах», «Приключение Шустрика», «Год тигра».
Последняя без купюр переведена на английский и японские языки и издана в США и Японии. «Приключение Шустрика» переведено на восемь языков. Все годы, работая в Приморье, Владимир Ильич не был сторонним наблюдателем природы. В течение десятилетий он активно занимался тем, что теперь называют экологическим просвещением. Много работал со школьниками, учителями: читал лекции, проводил экскурсии, внедрял уроки любования природой. Со временем придумал и учредил праздник для всех – День амурского тигра, который отмечается с 1995 года. Он является автором видеофильмов о природе Приморья – «Русский берег», «Море зовет», «Очей очарование», «По Уссурийскому заповеднику», «Кравцовские водопады». Последнее десятилетие был увлечен созданием фотоколлекции бабочек под названием «Красота жизни – бабочки Приморья», запечатлев на 175 больших фотографиях 104(!) вида бабочек. В 2012 году часть этой коллекции экспонировалась в музее Находки. Мне посчастливилось побывать на ней.
… Такой чудесной экспозиции бабочек мне не приходилось видеть ни до, ни после. На территории Приморья существует невероятное количество видов этих легкокрылых созданий.
— Там, где на земле произрастают цветы и живут бабочки, находятся энергетически чистые места. Созерцание бабочек улучшает настроение, повышает позитивный эмоциональный фон у человека и даже снижает давление. Это доказано экспериментальным путем учеными. Приморье – очень «бабочный» край, – в шутку резюмировал Владимир Ильич.
Он приезжал в Находку несколько раз. В типографии «Приско-Принт» вышли календари с изображением тигра и бабочек. Это была качественная полиграфия, и я до сих пор храню изображение бабочки павлиноглазки, оставшееся от календаря. Однажды, зайдя в клуб, я застала Владимира Ильича и Геннадия Фокина за беседой. На столике стояла пара рюмок и рядом — целая пачка снимков бабочек. Я принялась их рассматривать и один купила, а вот изображение махаона Владимир Ильич великодушно подарил мне на память. С тех пор я бережно храню его.
Личность Владимира Ильича была настолько незаурядной, что совершенно невозможно было общаться с этим человеком и уйти от него не обогащённым новой информацией, идеей, прекрасной мыслью, которая лично у меня переросла в желание назвать мой первый поэтический сборник «Навеяны полетом махаона». Макет сборника был практически готов для печати, но не хватало обложки. И я отправилась в мастерскую художника Николая Саунина, чтобы попросить его выполнить эту работу. Маститый признанный художник и начинающий автор. До сих пор с великой благодарностью вспоминаю, как поддержал мои первые шаги настоящий большой художник. Через некоторое время он пришел в клуб и разложил на полу 8 (!) вариантов прекрасно выполненных обложек с изображением бабочек.
— Не торопись, присмотрись вот к этой, – сказал Николай Павлович и указал на стремительно летящего ввысь махаона над морем. Бабочка была нарисована в профиль, отчего ей как бы сообщалась экспрессия движения. – Это чтобы ты вот так летела!
И он взмахнул руками над головой. Довольная, с обложками, подаренными мне художником, я вернулась домой.
Спустя некоторое время произошла встреча с другим художником, Сергеем Резанцевым, который сделал свой вариант обложки с бабочкой. На фоне цветных полос, уходящих к звезде, развернутые крылья махаона… В итоге мой первый поэтический сборник вышел с двумя вариантами обложек. Специально к его выходу я написала стихи, которые включила в него. Спустя некоторое время их проиллюстрировала художница, лауреат всероссийских и международных конкурсов Марина Мышако. Они вошли в ее альбом «Воспоминания о Венецианском карнавале», который явился своеобразным синтезом графики и поэзии.
Потом был мой второй поэтический сборник «Лепестки нелюмбий», где есть стихи с упоминанием бабочек. А затем и фотоальбом «Колыбель Солнца», в который включена подборка фотографий бабочек из личного архива Владимира Ильича, не публиковавшихся ранее, и очерк Ольги Алексеевны к ним. Там же стихи поэта Ивана Шепета, посвященные Тройнину, поэзия Олега Вороного и хайку знаменитого Мацуо Басе о бабочках. До сих пор удивляюсь, как Владимиру Ильичу удавалось с помощью пленочного фотоаппарата делать такие качественные прекрасные снимки. Ведь бабочки – создания своенравные: миг – и упорхнула! Попробуй, погоняйся за ней.
Сколько терпения и любви было явлено, чтобы запечатлеть эту удивительную красоту и щедрость творений природы. У Владимира Ильича не было так называемых «постановочных» снимков. К природе он относился исключительно бережно, чему учил и других. Все то, что он делал и чему посвятил жизнь, проросло во многих сердцах.
Анна ТАРАБРИНА