Из длительного рейса к родным берегам благополучно возвратилось бамровское судно БМРТ «Механик Брызгалин». Тружеников моря по доброй традиции торжественно встречали на причале заместитель генерального директора по управлению флотом ОАО «Находкинская БАМР» Сергей Юртаев и родственники рыбаков.
— Искренне поздравляю с успешным завершением рейса. Весь экипаж сработал прекрасно. Рейсовое производственное план-задание перевыполнено на 30 процентов. БАМР рассчитывал на хороший результат, и вы оправдали эти надежды. Таких рекордов не было давно. Спасибо за хорошую работу, — сказал в приветственном слове Сергей Георгиевич.
Почётными грамотами, ценными подарками были отмечены наиболее отличившиеся в этой экспедиции рыбаки. Их почти треть экипажа. В адрес передовиков также было сказано много добрых слов и пожеланий, а капитан-директору траулера-морозильщика Константину Степико преподнесли огромный букет цветов. Экипажу подарили широкоформатный плазменный телевизор.
БМРТ «Механик Брызгалин» отправился в экспедицию 11 января, через пять дней начал добычу минтая в Охотском море. Несмотря на большое скопление судов, рыбы в промрайоне в этом году оказалось достаточно, причём крупных размеров. Работали на промысловых изобатах от 300 до 550 метров. На севере Охотского моря промысел мешали вести плотные ледовые поля, но замёт за замётом радовали уловом. Потом перешли в Северо-Курильскую подзону, где на глубине один-полтора километра добывали макруруса, а с середины мая занимались промыслом минтая и бычка в Беринговом море. Поначалу в этом промрайоне были небольшие суточные уловы, но когда от тяжёлого льда открылась основная акватория моря, промысловая обстановка стала стабильнее, а результаты гораздо лучше. Траление за тралением доставляло промышленникам радость. Порой рыбалку сдерживали только темпы работы морозильного оборудования. При рейсовом плане 15 558 тонн экипаж добыл почти 21 тысячу тонн, перевыполнив задание на 5,5 тысячи тонн.
— Это мой второй рейс в должности капитан-директора, — рассказывает Константин Степико. — Сложной складывалась гидрологическая обстановка в Охотоморье: частые шторма и в некоторых районах тяжёлые ледовые поля порой сильно затрудняли рыбалку. Самое главное, благодаря чему экипаж достиг таких результатов, — слаженность и работоспособность людей. Огромное спасибо Сергею Георгиевичу Юртаеву. Это с его помощью был подобран сильный и морально устойчивый экипаж, причём и специалистов, и рядового состава. Особо отличились в этом рейсе тралмейстер Александр Головач, второй механик Ринат Алеев, второй помощник капитана Сергей Иодко, из рядовых — матросы первого класса Алексей Лузин и Василий Писаренко. Хотя выделять очень трудно, прекрасно сработали все.
«Механику Брызгалину» уже 30 лет, но траулер соответствует всем правилам и требованиям. На перерабатывающей фабрике установлено пять морозильных шкафов и морозильная камера, которые практически всё время работали на полную мощность. Выпускались филе и фарш минтая, минтай безголовый, макрурус без хвоста и головы, отдельно собирали икру, молоки и печень, рыбный жир. Из отходов и нестандартного сырца производили муку. Большая часть продукции изготавливалась в экспортном исполнении на современном технологическом оборудовании немецкой компании «Баадер». Надо отметить, согласно целевой программе предприятия по модернизации флота постепенно идёт обновление и фабрики «Механика Брызгалина». Усовершенствуется траловый комплекс. Кстати, в этой экспедиции экипаж испытал современный трал — с большим объёмом захвата, но значительно облегчённый, что снижает нагрузку на машину и позволяет судну увеличивать скорость во время траления. А в результате всё это сказывается на росте уловов.
После такого удачного рейса люди охотно шли на контакт и делились своими впечатлениями о рыбалке.
— В БАМРе работаю 25 лет, — рассказывает Ринат Алеев. — Пришёл мотористом сразу после профтехучилища № 34, потом окончил ДМУ. Работал на суперах, РТМах, БМРТ. Этот рейс — один из удачных в моей практике. Серьёзных аварийных поломок не было, а если и случались, то незначительные неполадки, которые быстро устранялись нами между тралением или во время перехода судна из одного района промысла в другой. Траулер был тщательно подготовлен к экспедиции, подобран штат отличных специалистов, которые занимались эксплуатацией механизмов и двигателей. Добрым словом нужно отметить моих коллег моториста Александра Семахина, третьего механика Евгения Суклиян, отвечающего за работу вспомогательного двигателя, механиков-наладчиков технологического оборудования Владимира Харитонова и Леонида Савранского, слесаря-ремонтника Владимира Перевертайло, которые внесли весомую лепту в удачный рейс. А в общем, все звенья сработали прекрасно: штурмана ловили рыбу, рыбообработчики быстро перерабатывали сырец, механики обеспечивали бесперебойную работу машины и механизмов. Если бы какое-то звено дало сбой, безусловно, такого результата мы бы не достигли.
Несмотря на такую продолжительность рейса, экипаж не испытывал информационного голода. На судне установлено четыре телевизора, в том числе в столовой и кают-компании, благодаря спутниковой антенне они принимают 47 телеканалов. Примерно раз в полтора месяца с приходом транспортного рефрижератора за продукцией, рыбакам регулярно привозили газеты и журналы, включая местные СМИ. Пусть немного с запозданием, но люди всегда были в курсе самых важных политических и экономических событий.
— В этом рейсе в составе экипажа работало семь женщин, были новички, кто впервые в своей жизни пошёл в море, среди которых и несколько ребят, — рассказывает заведующий производством БМРТ «Механик Брызгалин» Александр Леонов. — Евгению Крыжановскому 22 года, он стоял на разделочной машине «Баадер». Его сверстник Игорь Андреев исполнял обязанности трюмного матроса, а мой сын Игорь Леонов был рулевым матросом. Я рад, что он пошёл по моим стопам. Он — будущий штурман. За хорошую работу Игорь отмечен почётной грамотой и награждён музыкальным центром. Рейс оказался очень удачным. На протяжении всей экспедиции сохранялась здоровая психологическая обстановка, все работали слаженно и профессионально. Обычно судно такого типа за девять месяцев могло выловить и переработать самое большее 16-17 тысяч тонн рыбы. Насколько помню, таких результатов, как у нас, не было ни у одного экипажа. Чтобы не было заторов на фабрике, на рыбообработке стоял подвахту по четыре часа в сутки и командный состав. Способствовала успеху гидрологическая обстановка. В прошлом году в сентябре в Охотоморье затрудняли промысел частые и сильные шторма. В нынешнем весь сентябрь и половину октября погода благоприятствовала. А самое главное — рыбы было много, и крупной.
Выгрузив на береговой холодильник тысячу тонн свежемороженой рыбопродукции, которую экипаж привёз с собой на борту, и взяв снаряжение, уже на четвёртый день после прибытия в Находку БМРТ «Механик Брызгалин» снова отправился в очередную экспедицию. Командование судном принял на себя молодой капитан-директор Владимир Анатольевич Курилович, который намерен продолжить принятую эстафету ударной рыбалки. Пожелаем рыбакам в этом рейсе удачи, сил, попутного ветра и благополучного возвращения к родному берегу.
Владимир ПАНТЮХОВ На снимках: капитан-директор Константин Степико; второй механик Ринат Алеев; родственники дождались Евгения Суклияна; Игорь Леонов с братишкой Сашей и своей девушкой Светланой.