Российская школа вступает на путь кардинальных перемен.
О ПОДГОТОВКЕ к работе в условиях новых стандартов, путях их внедрения в учебных и дошкольных заведениях, инновационном опыте лучших учителей и воспитателей шла речь на педагогической конференции, состоявшейся накануне учебного года. В ней приняли участие представители всех уровней образования, администрации города, общественных советов, действующих при образовательных учреждениях.
— Традиционная педагогическая конференция в этом году проводится в новом формате — без пленарных заседаний и докладов. Поскольку управлению образования подчиняются разные учреждения – дошкольные, общего и дополнительного образования, и каждая из форм сегодня очень важна, решили форум разделить, чтобы всем уделить максимум внимания. Тема для всех едина «Качество образования: от идеи к реальности». Первый день заседания посвящен дошкольным учреждениям, второй – общеобразовательным и дополнительным, третий – обсуждению педсоветами наработок и рекомендаций выступающих, — подчеркнула, открывая форум, начальник управления образования Наталья Бондаренко.
«Воспитывать любя, учить играя»
— пожалуй, это главная мысль, которая звучала на конференции из уст работников детских садов. В каждом дошкольном учреждении постарались найти свою игровую форму обучения ребят и этот опыт проиллюстрировать на выставке «Наш детский сад — самый лучший, потому что он наш».
Интересные наработки продемонстрировали большинство дошкольных учреждений. Это и красочные стенды сада №58, на которых дети нарисовали воспитателей, а их родители посвятили им поэтические строки. И фотоотчет сада №37 об организации различных праздников, детских именин, работе кружка «Волшебная иголочка», создании игровых площадок, оформлении русской горницы. Очень интересен опыт ливадийского сада «Буратино». Под его крышей работают различные сценические направления, даже забытый театр ложек. Впечатлили зрителей яркие костюмы, музыкальные инструменты и фотографии выступлений маленьких танцоров и певцов сада №53.
Фотоэкспозицию «Это я, это я, это вся моя семья» показал детский сад №51. Она рассказала о различных мероприятиях, которые проводятся вместе с родными: интеллектуальные игры, конкурсы, выставки, открытые занятия. Была представлена и книга добрых дел. Детский сад №59 привез на выставку различные тряпичные, глиняные игрушки, которые ребята готовят в изостудии с помощью руководителя музыки и родителей. Заведующая детским садом №62 Ольга Марина представила проект «Театр, творчество, дети». В их учреждении действуют и традиционный, и кукольный, и пальчиковый, и бибабо – теней. Истоки народной культуры преподносят воспитанникам сада №27 посредством старинных праздников, посиделок, инсценировок сказок, в которых участвуют и взрослые, и дети.
«Маленький дом большой любви» назвал свою экспозицию сад №12.
— Этот слоган выбран не случайно. Наш сад самый маленький в городе, всего 60 человек. Его воспитанники из «трудных» семей, контактные с туберкулезными больными. Зачастую это дети, обделенные любовью, с нестабильным эмоциональным состоянием. Мы стараемся научить их видеть красоту мира, радоваться, улыбаться. С каждым подолгу беседуем, но не все могут излить взрослым накопившиеся обиды и тревоги, — рассказывает заведующая Елена Мотовкина.
Выставка вызвала живой интерес участников конференции: у каждой экспозиции собиралось немало детсадовских работников, и гиды рассказывали им о наработках своих коллективов. Делились опытом выступающие: говорили об использовании технических средств — телевизоров, видеомагнитофонов, DVD, компьютеров, диапроекторов, игровых развивающих программах, оформлении кабинетов. Работали мастер-классы, обсуждались проекты, обсуждались проблемы.
— Иногда подготовка дошколят сводится к тому, чтобы научить их читать и писать. Это в корне неправильно. Детский сад не должен подменять школу, его задача помочь ребенку психологически адаптироваться, вызвать интерес к знаниям, познанию окружающего мира, — считает Наталья Бондаренко.
По информации Натальи Валерьевны, в этом году открыли сад №47 из пяти групп на улице Малиновского, создали шесть дополнительных групп в уже действующих дошкольных учреждениях, и еще три будут организованы до конца нынешнего года. В следующем планируют отремонтировать детские сады на улице Сенявина и в МЖК.
Чему и как учить: стандарты нового поколения
— Этот учебный год посвящен инновациям, имя которым — «Стандарт второго поколения». Основы его закладывались еще в 2000-х годах. Правительство РФ прекрасно понимает, что совершенствование образования – динамическое развитие общества. Главная цель программы 2010-2020 годов — доступность качественного обучения, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, — этими словами Наталья Валерьевна открыла второй день конференции.
Одной из самых обсуждаемых тем стала реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», провозглашенной президентом России. Эта программа развития российских школ продолжает национальный проект «Образование» и включает пять приоритетных направлений. В том числе развитие и поддержку детских талантов, сохранение здоровья учащихся, профессиональное совершенствование педагогов, применение к школе современных образовательных стандартов. В нашем городе тридцать муниципальных общеобразовательных учреждений, в которых в нынешнем году сели за парты 15 211 учащихся.
— С 1 сентября 2011 года все первоклассники начнут заниматься по новым образовательным стандартам второго поколения. В течение этого учебного года школы должны основательно подготовиться к их введению. Каждое общеобразовательное учреждение — написать свою программу начального общего образования, привести в порядок нормативно-правовую базу, обучить учителей первых классов преподаванию в новых условиях. Например, как изменить структуру уроков, чтобы дети не только сидели за партами, а обучались играя, занимались практической деятельностью. Помимо основных предметов учащиеся должны получать десять часов дополнительного образования, — рассказывает заместитель директора школы №12 Евгения Мухамадиева.
Обучение работе в условиях новых стандартов в московской академии повышения квалификации и переподготовки преподавателей прошли семь человек от Приморского края, двое из нашего города — завуч по начальной школе СШ №9 Ирина Сорокина и учитель начальных классов СШ №24 Ирина Силаева.
— На курсах занимались неделю, график был очень плотный — с 9.00 до 20.00. В утренние часы слушали лекции профессоров и академиков, которые принимали участие в разработке стандарта второго поколения. После обеда трудились в проектных группах над программами, о достигнутых результатах докладывали на пленарных заседаниях в конце каждого учебного дня. Замечаний было много, но теперь мы сможем сами составить программу по введению ФГОСТ для начальных классов общеобразовательной школы, — рассказывает Ирина Сорокина.
А Ирина Силаева подробно объяснила коллегам требования, которые содержит общеобразовательный стандарт, какие должны быть школьные программы и что они обязаны дать детям, какие условия необходимо создать для их внедрения. Важно помнить, что стандарт второго поколения имеют право внедрять только учебные заведения, имеющие государственную аккредитацию.
— Он дает возможность учащимся шире раскрыть свои способности, сформировать личность, быть более конкурентоспособными в современном мире. Раньше для российского образования самоцелью было усвоение школьниками основ знаний. Сейчас ставится задача учить, учитывая при этом запросы семьи, общества и государства. Главное, как отметил глава правительства РФ Владимир Путин, чтобы инновация не превратилась в пустую формальность, а дала реальные результаты, — рассуждает Ирина Борисовна.
У каждой из тридцати находкинских школ есть свои наработки, с помощью которых педагоги стараются повысить качество знаний учащихся, расширить круг их интересов, используя различные передовые технологии и инновационные программы, вводя уроки дополнительного образования. Что-то из нововведений дало отличные результаты, что-то не сработало – ожидаемого эффекта не получилось. Но и положительный, и отрицательный опыт неоценим для коллег, он облегчает поиск верных и лучших путей разностороннего развития личности школьника. Главная цель конференции — дать возможность учителям как можно шире поделиться этим опытом, оценить его и обобщить весь наработанный материал.
С докладами на форуме выступили педагоги — победители национальных проектов и конкурсов профессионального мастерства. Все они акцентировали внимание собравшихся на качестве обучения, затрагивая разнообразнейшие темы. Школа №7 «Эдельвейс» поделилась опытом внедрения образовательных стандартов второго поколения, о нормативно-правовой базе перехода к ним говорила заместитель директора школы №12 Евгения Мухамадиева. О многообразии способов патриотического воспитания и формирования духовно-нравственной личности высказались учителя школы №24, отнеся к этой теме речевую культуру, русский язык как инструмент воспитания патриотической личности.
Тему интеграции основного и дополнительного образования как механизма повышения качества образованности, а также роли его и месте в современном образовательном пространстве раскрыла начальник отдела общего и дополнительного образования управления образования Надежда Кудинова. О путях интеграции базового и дополнительного образования в школе говорили представители школы 25 «Гелиос». О личностно-ориентированном дополнительном образовании, новых методах и технологиях размышляли педагоги нескольких учреждений дополнительного образования, специалисты Муниципального центра культуры.
Проблемы результативности учебного процесса участники конференции обсуждали с заместителем начальника управления образования Татьяной Мочаловой. Тема ЕГЭ стала главной в выступлениях представителей школ №1 «Полюс», №7 «Эдельвейс», №9.
Об оценке возможностей современного школьника, здоровом образе жизни, профилактике социально значимых заболеваний говорили представители центра медицинской профилактики. Психологи ИМЦ «Развитие» раскрыли нейропсихологические причины школьной неуспешности.
Особое внимание на конференции уделили личности нового учителя. О том, какой должна быть педагогическая философия современного преподавателя, о воспитательных аспектах его деятельности высказали своё мнение представители школы №9. Рассматривались и новые подходы к аттестации педагогических работников.
Конференцию разбили на секции, примерно по тридцать человек. Секции и мастер-классы работали в школе №24, гимназии №1, конференц-зале управления образования.
По оценке педагогов, конференция прошла плодотворно, каждый участник смог получить ценнейшую информацию, которая поможет в дальнейшей работе.
Лолита МУЗЫКА Фото автора