7 декабря — международный день гражданской авиации
Двадцатый век богат техническими открытиями, которые существенно изменили и упростили жизнь людей. Воздухоплавание, безусловно, один из самых громких прорывов человечества, сблизивший города и страны.
Мировая история авиации в ее современном понимании началась в 1901 году, тогда американский изобретатель Орвилл Райт совершил первый управляемый полет на летательном аппарате, который был тяжелее воздуха. Это событие произошло неподалеку от штата Северная Каролина. Первый самолет изобрели и собрали два брата — Орвилл и Вилбур Райт. Он продержался в воздухе всего 12 секунд, преодолев за это время 36,5 метра. В 1906 году был установлен первый авиационный рекорд в мире. Французскому летчику Альберто Сантос-Дюмону удалось подняться на высоту шесть метров и преодолеть расстояние 220 метров. Тогда же бизнесмен Глен Куртис из США создал первую в мире авиационную компанию. В 1908 году американец Чарльз Фарнес стал первым в мире авиапассажиром.
История постоянных небоевых полётов в нашей стране началась в 1923 году, именно тогда из Москвы в Нижний Новгород отправился первый регулярный рейс. Протяженность маршрута составляла 420 километров. Открытие этой воздушной линии привело к необходимости создания Всероссийского общества добровольного воздушного флота «Добролет». Через два десятка лет возникла потребность выработки общих правил поведения в воздухе. Для этого в Чикаго 7 декабря 1944 года правительства разных стран обнародовали и открыли к подписанию Конвенцию о международной гражданской авиации, чтобы дальнейшее её развитие стало более безопасным и упорядоченным. В СССР Министерство гражданской авиации создано в 1964 году.
Международный день гражданской авиации начали отмечать с 7 декабря 1994 года. Эта дата приурочена к пятидесятой годовщине подписания Конвенции. Но по-настоящему официальным этот праздник стал в 1996 году, когда был поддержан резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. С тех пор в этот день ежегодно проводятся различные праздничные мероприятия, подводятся итоги и отмечаются успехи международной гражданской авиации.
Последние десятилетия для гражданской авиации нашей страны были не самыми лучшими в ее истории. Это связано с недостаточностью финансирования, изношенностью самолетного парка. В связи с этим полеты воздушных судов отечественного производства ограничили над Европой. В парках авиакомпаний они все больше вытесняются западными лайнерами.
Однако гражданская авиация в России все равно продолжает функционировать достаточно активно. Самолеты и вертолеты используются для перевозки почты и грузов, поисковых и спасательных работ, в сельском хозяйстве, нефтегазовой отрасли, строительстве. При помощи гражданской авиации осуществляются изучение лесных массивов и их защита от пожаров, освоение районов Крайнего Севера, обслуживание рыбных и зверобойных промыслов. Большое значение приобрела и санитарная авиация.