ГРУЗООБОРОТ находкинских морских портов по результатам работы в прошлом году достиг 34,7 млн тонн. На их долю приходится почти 70 % всего грузооборота Приморского края. В текущем году эта цифра может вырасти до 90 % за счёт показателей ООО «Спецморнефтепорт Козьмино», которое к концу года должно перевалить через свои мощности 15 млн тонн нефти. Месяц назад на должность генерального директора этого предприятия назначен Борис Мельников. Накануне профессионального праздника — Дня нефтяной, газовой и топливной промышленности России — мы встретились с ним и попросили ответить а вопросы.
-
Борис Иванович, расскажите немного о себе.
— В 1988 году окончил механический факультет Грозненского ордена Трудового Красного Знамени нефтяного института им. академика М. Д. Миллионщикова. По распределению попал в ОАО АК «Транснефть» (Главтранснефть). Начинал слесарем по ремонту технологического оборудования одной из нефтеперекачивающих станций, затем трудился на предприятиях отрасли в Ставропольском и Краснодарском краях, десять лет отработал начальником нефтепроводного управления. Последняя должность — заместитель генерального директора по производству ОАО «Черномортранснефть». В 2004 году заочно окончил экономический факультет в том же вузе. А спустя год защитил кандидатскую диссертацию и получил учёную степень кандидата экономических наук. С 3 августа по решению руководства ОАО АК «Транснефть» назначен генеральным директором ООО «Спецморнефтепорт Козьмино».
-
Мегапроект «Восточная Сибирь — Тихий океан» — проект государственный. Нашим читателям было бы интересно подробнее узнать о нём.
— Началом проекта принято считать апрель 2006 года, но как идея он возник гораздо раньше, когда начал рассматриваться руководством страны в разных вариантах. Старт ему был дан благодаря решению главы правительства Владимира Путина. Трубопроводная система ВСТО беспрецедентна и уникальна. Общая протяжённость её — около пяти тысяч километров, первой очереди Тайшет-Сковородино — 2694 км. Трубопровод проходит через Усть-Илимское водохранилище, а также такие многоводные реки, как Ангара, Лена, Алдан и другие, пролегает через Иркутскую и Амурскую области, Республику САХА (Якутия). Его путь проходит порой по очень сложным участкам — скальным грунтам и вечной мерзлоте, практически каждый десятый километр — болота и поймы рек.
От Тайшета (Восточная Сибирь) до Сковородино (Амурская область) нефть поступает по трубопроводу, а затем доставляется в Козьмино по Дальневосточной железной дороге. Протяжённость последнего участка — более двух тысяч километров. Специальный морской нефтеналивной порт в бухте Козьмина возведён в кратчайшие сроки. На начальном этапе была расчищена площадка почти в 60 гектаров и, говорят, после буровзрывных работ отсюда было вывезено около шести миллионов кубометров грунта. Впервые в России в Козьмино построен нефтепирс с погружёнными сваями диаметром 14 метров, что придаёт сооружению беспрецедентную прочность. Нефтепорт рассчитан на загрузку с трёхсотметрового причала нефтеналивного пирса танкеров водоизмещением от 80 до 150 тысяч тонн.
— Построено три комплекса. В первый входит морской нефтеналивной терминал из двух причалов для приёмки танкеров. Во второй — сливная железнодорожная эстакада с двумя эстакадами на 78 вагона-цистерн, два приёмных резервуара на 10 тысяч кубометров для слива нефти, вспомогательные сооружения. На площадке «Сливная железнодорожная эстакада» построена котельная, работающая на сырой нефти. Её мощность позволяет примерно за полчаса разогреть целый состав с нефтью до 78 вагона-цистерн, чтобы без потерь произвести их опорожнение в зимний период. Кстати, эстакада рассчитана на ежесуточный приём 10-11 поездов. Предусмотрен одновременный слив нефти из двух железнодорожных составов. В третий комплекс входит парк с резервуарами для хранения нефти ёмкостью по 50 тысяч кубометров каждый, а также различные вспомогательные сооружения.
В декабре прошлого года в «Сперморнефтепорт Козьмино» встал под погрузку первый танкер, который взял 100 тысяч тонн нефти с Талаканского месторождения «Сургутнефтегаза» и отправился в Азиатско-Тихоокеанский регион. Сегодня мы получаем нефть марки ВСТО уже из нескольких месторождений Западной Сибири.
-
На какие объёмы удалось вывести нефтепорт почти за год работы?
— В среднем в месяц сегодня переваливаем от 1,3 до 1,5 миллиона тонн. Таким образом, каждые два дня из Козьмино уходит очередной загруженный сырой нефтью танкер водоизмещением до 100 тысяч тонн. Практически сразу с пуском предприятия нам удалось выйти на проектную мощность 15 млн тонн в год. Одним словом, идём по графику и к своему профессиональному празднику планируем отгрузить в целом 10 млн тонн нефти.
Одновременно ведутся работы по строительству нового нефтепровода ВСТО-2, который намечено ввести в эксплуатацию ориентировочно в 2011 году. И тогда объёмы нефтепорта планируется увеличить в два раза, то есть до 30 млн тонн нефти в год. А в общем, у этого проекта большое будущее.
-
Борис Иванович, сколько человек сегодня занято в обслуживании предприятия?
— С учётом объектов Находкинского округа и Партизанского района — более 800. Большая часть из сотрудников была привлечена с местного рынка труда. Это высококлассные специалисты своего дела, прошедшие в своё время специальную подготовку в учебных центрах ОАО АК «Транснефть» и стажировку в компании «Спецморнефтепорт Приморск» Балтийской трубопроводной системы, ОАО «Черномортранснефть» и других акционерных обществах нашей системы.
Для сотрудников нашего предприятия в посёлке Первостроителей возводится малоэтажный жилой посёлок. Здесь же по инициативе и при поддержке ООО «Спецморнефтепорт Козьмино» на базе средней школы создан физико-химический класс «Шанс», который стал стартовой площадкой для подготовки кадров нашему производству.
-
Насколько велик процент участия человека в технологическом процессе предприятия?
— Он сравнительно мал. Потому что здесь установлено самое современное технологическое оборудование. Большинство производственных процессов полностью автоматизированы и абсолютно не требуют человеческого вмешательства. На территории нефтепорта построены новейшие очистные сооружения, отвечающие всем экологическим требованиям, работают аккредитованные производственная лаборатория по проведению анализа нефтепродуктов, экологическая лаборатория. На всех объектах «Спецморнефтепорта Козьмино» установлена современная система пожаротушения. И на каждом из этих участков отмечается высокий уровень автоматизации.
-
За время эксплуатации нефтепорта не случалось ли срывов в поставках нефти и подаче под погрузку танкеров?
— Между участниками мегапроекта составлен довольно жёсткий график подхода железнодорожных составов и судов, и он чётко выполняется всеми сторонами.
-
Насколько безопасен ваш объект с точки зрения экологии? Что в целом предусмотрено для безопасности окружающей среды экологической политикой ОАО АК «Транснефть»?
— Проектом обеспечены прогрессивные технические решения по предупреждению аварий. Предусмотрена комплексная трёхуровневая диагностика нефтепроводов от камеры пуска до камеры приёма средств диагностики, которая выполняется с помощью высокоэффективных ультразвуковых и магнитных внутритрубных инспекционных приборов, также осуществляется визуальный, геометрический, физический и функциональный контроль показателей качества объектов и оборудования на предмет их соответствия нормативно-техническим и требованиям проектной документации. Создано специализированное аварийное подразделение, оснащённое современным оборудованием по ликвидации последствий аварий как на водной поверхности, так и на суше.
Внедрена система управления движением и швартовкой судов (СУДС), которая позволяет отслеживать движение танкеров с точностью до десяти метров. Также предусмотрена автоматизированная следящая система заполнения танкеров нефтью с функцией аварийного прекращения налива. При заполнении танков выставляются боновые заграждения по периметру на расстоянии 30 метров от танкера, защищающие акваторию от распространения вероятного нефтяного пятна. Головная компания «Транснефть» постоянно работает над уменьшением риска возникновения аварийных ситуаций, хотя они и маловероятны, потому что, подчёркиваю, нефтепорт оснащён самыми современными технологиями, обеспечивающими безопасную и надёжную эксплуатацию установленного оборудования по перевалке нефти.
-
Насколько чётко выполняются на предприятии вопросы охраны труда?
— Обеспечение охраны и безопасности труда при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования и осуществлении технологических процессов — один из важнейших моментов в деятельности предприятия. Для этого регулярно проводятся аттестация рабочих мест, информирование работников о существующих рисках ущерба здоровью, мерах по защите от воздействия вредных факторов, постоянное обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ по охране труда, проверка знаний специалистов. Внедрены системы контроля и мониторинга по оценке состояния рабочих мест. Совершенствуются санитарно-бытовые и лечебно-профилактические условия, работает здравпункт для оказания первой медицинской помощи и проведения оздоровительных процедур работникам. Кстати, через несколько дней на предприятии начнётся аудиторская проверка в сфере охраны труда и экологической безопасности, которую проведут аудиторы независимой немецкой компании.
Как одно из социальных преимуществ — люди обеспечены достойной и своевременной заработной платой. Также наша компания не последнюю роль играет в пополнении бюджетов различных уровней. За семь месяцев текущего года перечислили в виде налогов в территориальный бюджет Партизанского района более 70 млн рублей, в бюджет Находкинского округа — 190 млн рублей, и более 700 млн — в федеральный.
Из месяца в месяц компания работает стабильно и финансово устойчиво. На протяжении всей деятельности регулярно оказываем благотворительную помощь школам, детским дошкольным, а также некоторым медицинским учреждениям как Находкинского округа, так и Партизанского района.
Подводя итог разговору, скажу — сооружение трубопроводной системы ВСТО — колоссальный проект, которому нет равных в мире. Его роль в развитии Восточной Сибири и Приморья невозможно переоценить. Несомненно, он даст мощный толчок в освоении новых высокоперспективных месторождений нефти. В России это пока единственное предприятие такой направленности, которое специализируется на перевалке экспортной нефти на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
-
Борис Иванович, что бы вы хотели пожелать в канун праздника своим коллегам?
— Коллектив наш молодой, проходит этапы становления и развития. Желаю всем сотрудникам, которые решились войти в большую семью «Транснефти», посвятить свою жизнь и способности общему делу. Здоровья вам, счастья, семейного благополучия и безаварийной работы. Чтобы все задачи, которые ставит перед нами руководство головной компании, выполнялись с честью. Желаю, чтобы в коллективе всегда царили дружелюбие, поддержка и взаимопонимание и вы никогда не теряли надежды на процветание и развитие нашего предприятия. Также поздравляю всех жителей Находкинского округа, кто связал свою судьбу с предприятиями нефтяной и газовой промышленности. Процветания вам, семейного благополучия, взаимной любви и всех земных благ.
Записал Владимир ПАНТЮХОВ НА СНИМКАХ: генеральный директор Борис Мельников; нефтеналивной пирс, резервуар для нефти.