Водитель автобуса городских сообщений Находкинского АТП Александр Александрович Понуровский на днях отпраздновал 60-летний юбилей. Половину жизни отдал работе в автобусном парке.
Непростая судьба сложилась у нашего героя. В конце 19 века, когда в Польше вспыхнуло сильное восстание, три брата Понуровских выехали в Россию и поселились в посёлке Ольге Приморского края. Казалось, надолго, но через некоторое время вынужденно бросили обжитые места и обосновались во Фроловке Партизанского района. Здесь и прошло всё детство Александра. Отсюда ушёл в армию.
Окончив сержантскую школу в Бикине на отлично, младший Понуровский вернулся в своё подразделение в посёлке Пограничном и полтора года отслужил командиром танка огнемётной роты. Его увлечение техникой начало проявляться уже здесь. После демобилизации вернулся во Фроловку и более двух лет отработал на шахтах Партизанского разреза.
— Твой батя всю войну прошёл за рулём полуторки, и у тебя есть наклонности к технике, – сказал как-то парню горный мастер. – Тебе не в шахте надо быть. Садись за руль.
Окончив курсы в автошколе, Александр немного поработал водителем на ГАЗ-51 в Сергеевском райпо, устроился в Партизанскую автоколонну на пазик. Узнав, что на Всесоюзную ударную стройку порта Восточного требуются водители, перевёлся в автобазу № 8 треста «Дальморгидрострой», техника которой привлекалась к подрядным работам при строительстве порта. Здесь получил квартиру. В АТП перешёл в апреле 1985 года. Первыми маршрутами Александра Понуровского стали пригородные – в Ливадию, Южно-Морской, а также Партизанск.
Работа водителя, особенно автобуса всегда требует большой внимательности и осторожности на дороге, сопровождается эмоциональным напряжением. Ведь ответственность за пассажиров в первую очередь несёт именно он. Александр Александрович вполне обладает этим чувством. За все годы работы в АТП он не совершил ни одного дорожно-транспортного происшествия. В прежние времена водителей за это награждали нагрудным знаком «За безаварийное движение». Теперь такая практика, к сожалению, забыта.
За примерную работу Александр Понуровский неоднократно награждался денежными премиями и почётными грамотами, ему объявлялись благодарности. Он и сегодня по-прежнему является одним из лучших водителей автопарка. Такими, как он, по праву гордится предприятие. Как ему работается сегодня?
— По сравнению с отечественными, автобусы южнокорейской фирмы DAEWОО водить одно удовольствие, – говорит он. – В корейской конструкции всё тщательно продумано, начиная от рулевого комплекса и заканчивая тормозами. Эти машины хорошо приспособлены к нашим климатическим условиям, ландшафту, на них установлен мощный двигатель, позволяющий гружёному автобусу спокойно забираться даже на крутые подъёмы. Одним словом, техника надёжная и комфортная.
— В апреле нынешнего года будет 28 лет, как вы работаете на одном предприятии. Ни разу не приходила мысль поискать место полегче и с большей зарплатой? – интересуюсь у Александра Александровича.
— Я уже привык к этой работе, нравится и коллектив, – делится он. – Раньше не было желания бегать по предприятиям, а сейчас тем более. Везде хорошо, где нас нет. Некоторые наши водители уходили в другие компании, а потом, смотришь, снова возвращаются. Здесь стабильность, уверенность в завтрашнем дне. Говорят, на месте и камень обрастает. Столько лет я знаю всех, и все – меня. Почти три года отработал на межгороде, 14 – на пригороде, последние 12 лет тружусь на городских сообщениях. Здесь тяжелее всего: каждой остановке приходится «кланяться», да и само движение сильно утомляет: то пробки, то неопытные водители, создающие в любой момент аварийную ситуацию.
Оба сына давно уехали на запад, там обзавелись семьями и занимаются собственным бизнесом. Частенько зовут и нас туда, но Приморье оставлять не хочу. Я без тайги не могу. Это моя стихия. В юности вместе с братом постоянно занимались охотой. Отец работал на пасеке, а мы промышляли соболя, колонка, сдавали в леспромхоз пушнину, тем самым зарабатывали себе на карманные расходы. Когда повзрослел, вступил в охотобщество «Водопадное», брал лицензию и частенько ходил на кабана. Этот зверь даже страшнее медведя. Помню, подраненный и разъярённый вепрь однажды чуть было не растерзал меня на охоте. Сегодня на охоту хожу всё реже: уже не то здоровье, да и азарт прошёл. Я ещё не решил, какому делу себя посвятить, когда выйду на пенсию. Но пока силы есть, поработаю на автобусе. А там время покажет.
Владимир ФЁДОРОВ