Сегодня ветеран войны и труда Алексей Федорович Прокофьев отмечает 90-летие. Он по-прежнему молод душой, полон энтузиазма и с радостью принимает поздравления. Здоровья и долголетия ему пожелали многие: председатель Находкинского совета ветеранов Александр Карнович, заместитель начальника отдела социальной защиты населения Нина Старцева, председатель совета ветеранов торгового порта Нина Путина… А сколько слов благодарности и признательности он услышал от родных и близких!
За праздничным столом среди любимых и дорогих людей он вспоминает яркие моменты жизненного пути: первую встречу с женой – Марией Петровной, рождение троих дочерей, появление на свет внуков и правнуков, поездку на XIII съезд профсоюзов в Кремль, интересную работу в торговом порту и, конечно же, сражение за Москву.
Война застала Алексея Прокофьева курсантом военного авиационного училища в городе Энгельсе, куда он приехал из Ленинграда.
— За несколько месяцев нас подготовили в танкисты. В ноябре 1941 в составе танковой части прибыли на фронт под Москвой. Был башенным стрелком танка Т-26. 5 декабря 1941г. участвовал в наступлении, когда немецкие войска остановили и погнали от сердца нашей родины, – вспоминает старый солдат. – Помню, как командир напутствовал перед боем: «Кто-то будет ранен, кого-то убьют, кого-то наградят». Было очень страшно умирать. Мне было восемнадцать, ничего не успел, даже любимой девушки не встретил.
Алексей Федорович отмечает, что в бою мгновенно улетучивалась боязнь. Думал лишь о том, как рациональнее вести сражение, чтобы уничтожить как можно больше врагов и не погибнуть самому.
— Больше всего опасались умереть, не участвуя в сражении. Сталин издал приказ: «Ни шагу назад». Если танк не вступал в бой по вине экипажа, его расстреливали. А нам не привезли антифриз, пришлось залить в двигатель воду, и если бы она замерзла…
Даже по прошествии семидесяти лет при этом воспоминании у Алексея Федоровича выступают на лбу капельки пота.
Он отмечает, что в битве под Москвой было положено начало разгрома гитлеровской Германии. Тогда, в лютые морозы, «побитые» и укутанные в платки немцы уже не выглядели победителями. С боями их часть дошла до Волоколамска, радуясь освобождению каждой пяди земли.
В декабре Алексея Прокофьева тяжело ранили, осколок остановился буквально в сантиметре от сердца. Ему сделали сложную операцию. После выписки он переучился на танк Т-34 и прибыл на фронт уже командиром бронированной машины. В 1942 году особо отличившегося в бою сержанта приняли в ряды Коммунистической партии, членом которой он является и сегодня.
— Я остался верен идеалам Коммунистической партии, считаю их истинными и человечными, – говорит он.
Многочисленные ранения в спину Алексей Федорович получил в 1943 году в битве под Орлом – немецкий снаряд пробил башню Т-34. Остальные члены экипажа остались невредимыми и встретили победу в Берлине.
Семь месяцев сержант Прокофьев провел в гипсе, кочуя по госпиталям – лечился в Мичуринске, Казани, Ленинск-Кузнецке. Из-за тяжелого ранения его комиссовали не строевым на Дальний Восток, в восьмой укрепительный район. Но и там война настигла тогда уже старшего сержанта. Он стал пехотинцем, штурмовал укрепления самураев на берегу Уссури. Здесь отметил окончание Второй мировой войны. В 1945 году в Дальнереченске (Имане) встретил свою судьбу – Марию, с которой прожил 57 лет.
После войны шесть лет Алексей Федорович работал во Владивостокском порту. Затем его перевели в Находку, где 44 года он трудился в торговом порту, пройдя путь от старшего стивидора до помощника начальника порта по быту.
К Алексею Прокофьеву на предприятии относились с огромной симпатией и уважением. Он был добродушным, выдержанным, хорошо знал работу порта, умел общаться с людьми. А ещё его запомнили человеком слова – он всегда выполнял то, что обещал. На протяжении 15 лет его избирали председателем профкома порта, называя «генеральным председателем». За отличную работу в 1963 году делегировали в Москву на XIII съезд профсоюзов.
Пока Алексей Федорович «горел» на профсоюзной и партийной работе, подрастали дочери, воспитанием которых больше занималась жена-домохозяйка. Мария Петровна была его первым советчиком и опорой во всем.
Старшая и младшая дочери — Рая и Ирина, окончив Иркутский строительный техникум, работали в торговом порту, там же трудились два зятя и правнучка. Средняя, Нина, после окончания биофака ДВГУ работает учительницей в школе. Дочери подарили Алексею Федоровичу три внучки, сегодня он богат еще и пятью правнуками.
— У нас замечательная, дружная семья, – говорит он. – У моих родителей было шестеро детей. Я старший. Остались в живых двое – я и младшая сестренка. Она живет в Санкт-Петербурге. Неподалеку, в братской могиле Шлиссельбурга, захоронен мой отец. Он погиб в 1941 году под Ленинградом. Тридцать лет искали его могилу и все-таки нашли. Побывал там восемь раз, планирую слетать и в этом году.
Единственное письмо от отца он получил в сентябре 1941 года. Цитату Н. Соколова, которую отец привел в этой весточке, принял как наказ и запомнил на всю жизнь: «Судьба играет человеком, она изменчива всегда – то вознесет тебя высоко, то в бездну бросит навсегда».
— Когда было трудно, всегда повторял эти слова. Они успокаивали и помогали принять верное решение, – вспоминает ветеран.
У Алексея Федоровича хранятся многочисленные грамоты, благодарности, знаки и медаль «За трудовое отличие» – итог полувековой деятельности. Война осталась на лацканах пиджака орденом Великой Оте-чественной войны I степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Японией» и многими юбилейными.
Лолита МУЗЫКАС юбилеем, Алексей Федорович! Редакция газеты «НР» желает Вам много лет здравствовать и не хворать.