Одна из самых старых, распространенных и живучих среди автомобилистов легенд, якобы оправдывающая неиспользование ремней безопасности, заключается в том, что они «ограничивают свободу», а в случае аварии душат или режут, одним словом, наносят дополнительные травмы. Конечно же, это всего лишь миф, их эффективность можно проверить на скорости не более 20 км/час. Даже этого достаточно, чтобы в случае резкого торможения ощутить всю силу инерции и оценить необходимость такого изобретения, как ремни безопасности.
Из-за того, что водители и пассажиры часто не пристегиваются, последствия аварий оказываются намного тяжелее, чем могли бы. Риск гибели сидящего на переднем сиденье во время ДТП увеличивается в пять раз, если пассажиры на заднем сиденье не пристегнуты. Анализ более 100 тыс. ДТП показал, что почти 80% сидящих впереди могли бы выжить, если бы пассажиры на задних сиденьях воспользовались ремнями безопасности.
И тем не менее в России далеко не каждый водитель или пассажир считает обязательным пристегнуться в автомобиле. Это показывают опросы Госавтоинспекции РФ — за шесть недель в них приняли участие около 55 тысяч человек. Они показали: всегда пристегиваются – в качестве водителя, пассажира переднего или заднего сиденья 50% опрошенных. При этом 23% респондентов считают, что на заднем сиденье можно не пристегиваться, а 17% пользуются ремнями безопасности в зависимости от обстоятельств — имеется в виду, видимо, в городе либо на загородных автотрассах, при поездках на короткие либо длинные расстояния и т.п.; 10% опрошенных сообщили, что вообще не считают нужным пристегиваться.
О том, кто должен контролировать использование ремней безопасности, мнения разошлись. Ответы респондентов поделились почти пополам: 49% опрошенных считают, что пассажир должен сам отвечать за соблюдение правил использования ремней безопасности, практически столько же (48%) респондентов возложили ответственность на водителя. Меньшинство (3%) проголосовали за вариант «сотрудники ГИБДД». При этом на данный момент, как отметили респонденты, водители всегда просят пристегнуться 38% опрошенных, 29% просят пристегнуться только на переднем сиденье, 21% вообще не просят пристегиваться.
На вопрос: «Что может решить проблему неиспользования ремней безопасности?» — большинство участников опроса (58%) сообщили, что на это может повлиять только осознание и понимание личной безопасности. Что касается усиления наказания за игнорирование правил использования ремней, то мнения разделились практически поровну.
В этом месяце Госавтоинспекция МВД России совместно с общественной организацией «Движение без опасности» планирует провести широкомасштабную социальную кампанию по использованию ремней безопасности. Главная цель — снизить количество жертв среди водителей и пассажиров, в том числе детей, из-за неиспользования или неправильного использования ремней безопасности для фиксации детских удерживающих устройств.
Пресс-служба ГИБДД