«Умный автобус»: мечты и реальность

Время неумолимо летит вперед и во многом делает нашу жизнь лучше и комфортнее. Уже забыты пресловутые часы пик, когда автобусы приходилось брать буквально штурмом. Последние годы на остановках мы порой не стоим и трех минут, а недавно появилась возможность выбирать — поехать на большом автобусе или на маршрутке. Нельзя не признать, что во многом это заслуга компаний-перевозчиков. Но разве было бы так без отдела транспорта и связи администрации Находкинского городского округа? Ведь именно он занимается организацией транспортного обслуживания населения и информированием горожан в сфере связи. Об автобусах, тарифах, безопасности пассажиров и о многом другом наш сегодняшний разговор с начальником отдела Ириной САВЧЕНКО.

  • Ирина Алексеевна, уже несколько лет горожане тратят гораздо меньше времени, чтобы добраться из одной точки города в другую. Как удалось этого добиться?

— В 2005 году в Находке принято положение об организации транспортного обслуживания населения. Необходимо было определить, сколько автобусов нужно городу, какие маршруты наиболее востребованы. Исследование в этой области в 2009 году проводил филиал ДВГТУ. По его предложениям мы сделали определенные выводы. К примеру, добавили автобусы на маршруты №5 и №22. Была создана единая диспетчерская служба, которая контролирует работу всех перевозчиков. Она разработала график движения пассажирского автотранспорта. И теперь все водители, начиная и заканчивая работу, а также в обед приезжают в диспетчерскую, показывают свои путевые листы, заключения медика и механика. С этим у нас строго, за невыполненный объем работы перевозчик уплачивает неустойку. Это все отрабатывалось годами.

  •  Как отдел транспорта и связи выстраивает отношения с компаниями перевозчиками?

— В соответствии с Законом о безопасности дорожного движения администрация Находки несет ответственность за пассажиров, их безопасность, и поэтому мы должны отобрать те компании, которые соответствуют предъявляемым требованиям. Раз в пять лет проводится квалификационный отбор компаний, желающих заниматься перевозкой пассажиров. Мы смотрим, в каком состоянии у них парк машин, есть ли медик, механик, инженер по безопасности, система технического ремонта автобусов, обучение водителей. Пять лет назад квалификационный отбор прошли четыре компании – ООО «Ориент-Авто-1», «Центр развития спорта», «Авто — Экспресс Прим» и «АТП НСРЗ». Это достаточное для города количество компаний, их парк составляют 186 автобусов. Сегодня они объединены в ассоциацию пассажирских перевозчиков. Именно она помогает решать компаниям внутренние спорные вопросы и вопросы взаимоотношения с муниципальными и государственными органами власти. Очередной квалификационный отбор состоится в следующем году.

Каждый понедельник мы проводим планерку с участием компаний-перевозчиков, разбираем жалобы, поступившие к нам в отдел, с приглашением пассажира, водителя, кондуктора и руководителя. Если водитель не вышел в рейс и не назвал уважительных причин, составляем протокол об административном нарушении за невыполнение муниципально-правовых актов.

Периодически наш отдел совместно с ГИБДД и руководством компании-перевозчика участвует в линейном контроле автобуса любого маршрута. Мы смотрим состояние машины, соблюдение водителем расписания, наличие билетной продукции. Как обеспечиваются правила безопасной перевозки пассажиров, есть ли аптечка, молоток, противооткатное устройство, огнетушители, информация для пассажиров. Линейный контроль носит рекомендательный характер. Мы выписываем акты со сроками устранения замечаний. Сейчас все водители знают об этом, стараются, чтобы все у них было нормально, и к нашему появлению относятся спокойно.

  •  Недавно в Находке появились маршрутные такси. С чем связано это нововведение?

— Это инициатива компаний-перевозчиков. Маршрутки поставили на линию вместо автобусов, которые в межпиковые интервалы ходят полупустыми. Кроме того, на эти машины можно взять водителей с категорией «В». Надеемся, что в дальнейшем они пройдут обучение и останутся, чтобы работать на больших автобусах. Сегодня восемь маршруток ездят по графику и отмечаются в диспетчерской.

  •  В ряде СМИ недавно прошла информация, что с 1 января на всех видах транспорта вводится обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами. Как с этим обстоят дела в Находке?

— В настоящее время автотранспортные предприятия заключают договоры со страховщиками. Но уже сейчас в стоимости проезда заложены 14 копеек на страхование пассажиров и багажа в городском автотранспорте. Вскоре в автобусах появится информация, с какой компанией заключен договор, чтобы пассажиры обращались туда за получением компенсации. Очень надеюсь, что в недалеком будущем во всех автобусах будет установлена программа «Умный автобус» с системой видеонаблюдения и внутри салона автобуса, и снаружи. Программа будет объявлять остановки и делать другие оповещения для пассажиров и водителя. Это — второй шаг после окончательного запуска системы ГЛОНАСС.

  •  А почему ее внедрение так затянулось? Ведь, по постановлению правительства, спутниковая система ГЛОНАСС должна была появиться у нас еще в 2008 году.

— Постановление вышло, но оно не было подкреплено технически. Завод в Ижевске не смог справиться с большим объемом производства необходимой аппаратуры. Поэтому исполнение постановления каждый раз отодвигалось. Через месяц-два эта система в Находке должна заработать. Сегодня каждый перевозчик имеет ГЛОНАСС, но все работают в автономном режиме со своими операторами. Нам же необходимо свести всё в единую систему, чтобы видеть картинку в целом по городу. Наблюдение за автобусами с помощью системы ГЛОНАСС будет вестись из центральной диспетчерской.

  •  Автобусный парк Находки пополняется? И какой средний возраст автобусов?

— В прошлом году компании-перевозчики купили один южнокорейский автобус и 10 маршруток. Зато в позапрошлом было приобретено 12 как новых, так и подержанных машин. За последние годы стоимость автобусов поднялась от двух до пяти миллионов рублей. Средний возраст нашего пассажирского автотранспорта — 10 лет.

  •  Ирина Алексеевна, ваш отдел курирует работу комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. Какие вопросы рассматриваются на комиссии, есть ли эффект от ее работы?

— Мы рассматриваем состояние аварийности в городе, решаем, как ее снизить, где нужно организовать пешеходные переходы, установить светофорные комплексы. В комиссию входят специалисты от управлений архитектуры и градостроительства, благоустройства, образования. Рассматриваем вопросы детского травматизма, принимаем решения по запросам горожан. В частности, по их просьбе у Христорождественского храма установлен светофор. Вопрос о кольцевой развязке на проспекте Мира обсуждался на нашей комиссии. А сейчас управление архитектуры прорабатывает изменение движения в районе кольца у стадиона «Приморец». Возможно, здесь будет надземный переход. Планируется установка светофора в районе поворота на мыс Шефнера. Напротив строится торговый центр, и будет нужна транспортная развязка. Недавно краевые власти поставили перед нами вопрос организации стоянки для большегрузных машин, чтобы водители трейлеров могли спокойно переночевать, отдохнуть, поесть. Этот вопрос как раз решался в минувший четверг на нашей комиссии.

  • Какова компетенция вашего отдела в сфере связи?

— Сегодня в Находке работают четыре оператора проводной и пять операторов сотовой связи. Все отношения абонентов с этими компаниями строятся на договорной основе. И мы не вправе в них вмешиваться. Однако помочь гражданину составить претензию к оператору мы можем. Решаем технические вопросы, с которыми операторы связи к нам обращаются. И это очень хорошо, что их в нашем городском округе становится больше. У людей есть выбор, связисты повышают свою конкурентоспособность, ведь сегодня это самая быстроразвивающаяся отрасль.

  •  Ирина Алексеевна, что вас как начальника отдела транспорта и связи радует, а что огорчает?

— Огорчает, что в прошлом году не удалось запустить систему ГЛОНАСС и программу «Умный автобус». Но радует, что в этом году они начнут действовать. Радует то, что законодателем определены правила организации работы автомобилей такси. Теперь разрешение на их работу выдается в крае, и 229 находкинских водителей уже его получили. В нашем городе 20 компаний, шесть из них – крупные. Вот они-то и вошли в ассоциацию таксомоторных перевозчиков. Теперь в Находке есть медицинский кабинет, механик, выпускающий машину на линию. В ассоциацию могут обращаться с жалобами граждане, недовольные тарифами или услугами такси.

  •  В Находке действует муниципальная долгосрочная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Находкинском городском округе на 2013-2018 гг.». Какое место в ней отведено вопросам организации транспортного обслуживания?

— Главное направление – обновление автобусного парка. Возраст машин не должен превышать семь лет. Кроме этого, развиваются микрорайоны озера Соленого и КПД, и нам нужны новые автобусные маршруты. Уже сегодня ведется работа в этом направлении. К 2015 году вся городская автобусная сеть будет изменена. В сфере транспортных услуг получит развитие информационная составляющая – табло на остановках и в автобусах.

  •  Что бы вы хотели пожелать пассажирам и компаниям-перевозчикам?

— Прежде всего — терпения. Ведь процесс перевозки пассажиров – сфера социальная, очень сложная. И нам нужно быть взаимовежливыми, толерантными друг к другу. А наш отдел, со своей стороны, постарается применять новые технологии в сфере перевозки пассажиров, призванные сделать их поездки в автобусах приятными и удобными.

Беседовала Елена СТАСИНСКАЯ
Запись опубликована в рубрике Экономика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.