Сегодня Марии Ефименко — 90 лет
Медсестра на войне для бойца и ангел-спаситель, и ангел-хранитель. Сколько их, молодых девчонок, под пулями и взрывами искали на поле боя раненых, оказывали им первую медицинскую помощь, перетаскивали в безопасное место, чтобы спасти жизнь! А потом ассистировали во время операций, перевязывали и обрабатывали раны, ободряли больных, писали для них письма домой. Где брали эти совсем еще дети силы? Откуда в них было столько мужества и отваги, сострадания и милосердия?
В 1942 году тяжелая военная доля медицинской сестры легла на плечи 18-летней Марии МЕЛЬНИКОВОЙ. До самой победы она воевала в составе 52-го отдельного медико-санитарного батальона знаменитой 38-й Днестровской Краснознаменной стрелковой дивизии. 22 апреля Марии Алексеевне ЕФИМЕНКО (по мужу) исполнилось 90 лет. Она помнит все до мелочей, но рассказывает о тех давних событиях неохотно, комок в горле, в глазах слезы.
Родилась наша героиня в казачьей станице Незлобное Георгиевского района Ставропольского края. В семье Мельниковых было пятеро детей, и все они, повзрослев, воевали на фронтах Великой Отечественной. С 1941 года громил врага брат Иван, танкист. После ранения в голову и лечения в госпитале он снова вернулся на фронт. Сестра Валентина всю войну прослужила телеграфисткой у маршала, дважды Героя Советского Союза И.С. КОНЕВА. Младший брат Василий воевал на Черноморском флоте. А еще один брат, Павел, которого призвали в Красную армию в 1940 году, пропал без вести.
До войны Мария работала учеником лаборанта на мукомольном заводе. 7 мая 1942 года ей принесли повестку. В военкомате признали годной к строевой службе, сказали прибыть на сборный пункт с кружкой и ложкой. Девушка попала на Воронежский фронт. Первое время была санитаркой, а потом прошла курсы медсестер хирургического отделения.
Медицинский персонал 52-го отдельного медсанбата двигался вслед за полками дивизии, преследовал противника многие километры с тяжелыми санитарными сумками на плечах по непролазной грязи. На каждом новом месте нужно было после утомительного пути найти помещение, побелить комнату под операционную. Недоедавшие, недосыпавшие врачи и медсестры выполняли свою работу быстро и качественно: раненые бойцы ждали их помощи. Оперировали, лечили, отправляли выживших в госпитали.
38-я стрелковая дивизия участвовала в Смоленском сражении против немецкой группы армий «Центр» и «Север» на главном Московском направлении, вела ожесточенные бои за город Ярцево: сначала против передового отряда 7-й немецкой танковой дивизии, а затем против ее основных сил. В ходе боев город восемь раз переходил из рук в руки, но к моменту остановки немецкого наступления остался за 38-й стрелковой дивизией.
В составе 28-й армии Юго-Западного фронта дивизия принимала участие в Харьковской наступательной операции, вела оборонительные бои на рубежах рек Северный Донец и Оскол, на дальних подступах к Сталинграду, отражая наступление танковой армии Гота, держала оборону в районе сел Елхи и Красноармейское, и, перейдя в контрнаступление, отличилась в январских боях 1943 года.
Успешными для дивизии были и наступательные действия на харьковском направлении в составе 40-й армии Воронежского фронта, в составе 2-го Украинского фронта дивизия участвовала в освобождении семи областей Украины, а затем – Молдавии и Румынии. 6 марта 1944 года 38-й дивизии было присвоено почётное наименование «Днестровская», а 24 апреля соединение награждено орденом Красного Знамени.
Мария Алексеевна с болью вспоминает бои на Курской дуге, освобождение города Сумы, где в ожесточенных боях были ранены и погибли тысячи советских воинов. Медсанбат располагался тогда у села Токари и принимал, принимал тяжелых, умирающих на глазах людей. С этим было невозможно смириться, это было тяжело пережить.
Вспоминает фронтовичка отступление под Ворошиловградом, когда враг вынудил бежать, почти не разбирая дороги. Это спасло дивизию, но стоило жизни командиру, отдавшему приказ к отступлению. До сих пор ночами приходят Марии Алексеевне страшные картины красной от крови воды Днепра, разрушенного Киева, где под обломками зданий лежали живые и мертвые, снятся страдания молодых парней, которых молниеносно захватывала в свои смертельные клещи газовая гангрена. Было это в Венгрии. Врачам и медсестрам удалось справиться с этой бедой. Много жизней тогда спасли медики.
Но есть среди воспоминаний Марии Алексеевны такие, от которых теплеют ее глаза и на лице появляется улыбка. Однажды пришлось ей принимать роды у телефонистки. Наутро доложили в штаб о пополнении. А к вечеру в медсанбат повалили солдаты и офицеры посмотреть мальчонку. Сколько же в глазах мужчин при виде младенца было нежности и ласки!
Война для Марии Алексеевны закончилась в Румынии. 8 мая она везла в госпиталь Бухареста раненого, который по неосторожности при чистке винтовки ранил себя в руку. На обратном пути хотела посмотреть крепость короля Михаила, но вдруг услышала крики местных «Война капут!». Буквально на крыльях радости и счастья летела наша героиня в медсанбат.
Поздравить воинов стрелковой дивизии с окончанием войны, наградить героев и проводить домой демобилизованных приехал командующий 3-м Украинским фронтом, маршал Советского Союза Федор Иванович ТОЛБУХИН. Маруся МЕЛЬНИКОВА вернулась домой в свою станицу. Вскоре вышла замуж. А в 1964 году семья приехала в Находку. До пенсии Мария ЕФИМЕНКО работала медсестрой в больнице ВЗО, а потом – в профилактории Находкинского судоремонтного завода.
В середине 80-х годов Мария Алексеевна списалась с однополчанами и в дни празднования 40-летия Победы побывала с ними на Украине, в областях, которые освобождала ее дивизия. Из Сумского района фронтовичка привезла в кисете землю с братской могилы у села Токари, где располагался ее медсанбат. Там захоронены почти 700 погибших в сражениях под Сумой.
За боевые заслуги Мария Алексеевна ЕФИМЕНКО награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За битву на Курской дуге», «За взятие Будапешта», «За боевые заслуги».
— Провожая меня на фронт, бабушка подарила мне молитву «Живые помощи», которая, по ее убеждению, спасала людям жизнь, – говорит Мария Алексеевна. – Всю войну с ней прошла: в одном кармане комсомольский билет, в другом – «Живые помощи». Верю, что именно молитва спасла и меня в той страшной войне.
Светлана КУЗОВОВА, Елена СТАСИНСКАЯ