МОРЕ СОЕДИНЯЕТ НАС

29 июня исполняется 65 лет художнику-маринисту Валерию Ивановичу ШИЛЯЕВУ. Известный далеко за пределами Приморья маринист в последние годы тесно связан с Находкой. Он участник нескольких больших художественных выставок, различных мероприятий в культурной жизни города. Поэтому юбилей приморского художника из Преображения в полной мере относится и к нам.

  • Валерий Иванович, юбилей – это всегда веха, когда человек оглядывается на пройденный путь и подытоживает сделанное. Какие события вы считаете наиболее значимыми?

— Главным в своей жизни считаю встречу с моей женой Светланой. Именно благодаря её поддержке и пониманию в моей биографии состоялся творческий период, тесно связанный с маринистикой.

  •  Вы создали галерею портретов и картин, запечатлевших героические подвиги русских моряков-первопроходцев, осваивающих Дальний Восток. Чем обусловлен ваш выбор?

— Родившись в средней полосе, в пос. Шаранга Кировской области, с детства мечтал о флоте, море и кораблях. Меня привлекали личности русских первопроходцев, их благородные, романтичные устремления, мужество и упорство. Они шли в неизвестность не за богатством и не ради славы, открывая и присоединяя к России огромные пространства. Образы первопроходцев, открывающих новые земли в Юго-Восточной Азии, северные экспедиции интересовали меня, но не увлекали настолько, как походы на кораблях наших соотечественников по освоению Дальнего Востока. Это очень ярко реализовалось именно здесь.

Я начал с изучения их биографий. Такие имена и личности, как Семен Иванович ДЕЖНЕВ, Гавриил Андреевич САРЫЧЕВ, Семен Иванович ЧЕЛЮСКИН, Витус БЕРИНГ, Мартын Петрович ШПАНБЕРГ, легендарные Геннадий Иванович НЕВЕЛЬСКОЙ и Николай Николаевич МУРАВЬЕВ-АМУРСКИЙ и многие другие стали мне неимоверно близки. Я воплотил их образы и походы на своих полотнах и неоднократно возвращался к ним, изучая новые страницы их путешествий и биографий.

У нас собрана большая коллекция книг по данной теме, и мы постоянно пополняем ее новыми приобретениями. Те, кто знают о нашем увлечении, присылают нам книги. Бывает, нужная информация находится в Интернете. Считаю, что в жизни нет ничего случайного, и, видимо, мой дальневосточный период был предопределен свыше. Возможно, поэтому, когда впервые в 1982 году я оказался в пос. Преображение, то не мог избавиться от ощущения, что я уже когда-то видел эти места, бывал здесь.

  •  Вы продолжаете работать в данном направлении, и уже написано несколько картин к выставке, посвященной героической обороне Камчатки. Расскажите об этом подробнее.

— В будущем году исполняется 160 лет со дня обороны Петропавловска-Камчатского и разгрома англо-французской эскадры русскими моряками под командованием адмирала Василия Степановича ЗАВОЙ-КО. Но я хотел бы показать в своих работах не только подвиг русских военных, но и историю освоения этого края. Меня интересовал первооткрыватель Иван Фомич ЕЛАГИН, основавший город, и те русские, которые первыми ступили на эту землю. Почему с таким мужеством защищали Камчатку? Потому что уже было положено много жизней на ее освоение. И просто так отдать эту землю врагу никто не захотел.

  •  Изучая исторические документы по Камчатке, вы пришли к выводу, что события, о которых сказано выше, тесно связаны с подписанием мирного договора с Японией в 1855 году. Этот факт повлиял на решение расширить тематику выставки?

— Безусловно. В Японии в тот момент находился русский адмирал граф Евфимий Васильевич ПУТЯТИН с дипломатической миссией, конечной целью которой являлось заключение мирного договора. Дело шло ни шатко ни валко – у берегов стояла американская эскадра с теми же намерениями. Япония, как известно, была очень закрытой страной и весьма осторожно относилась к подобным инсинуациям. Но когда пришло известие, что англо-французская эскадра разгромлена, предложение о мирном договоре с Японией решилось положительно. Так впервые в истории двух соседних государств был подписан договор о дружбе и торговле.

В моем творчестве есть целая серия картин, посвященных Цусимским событиям. Собрана обширная литература и документы по этой теме. Но война есть война, и я бы не хотел касаться этой болезненной составляющей для двух стран. Гораздо интереснее тот период, когда мы дружили и помогали друг другу. Возвращаясь к событиям почти полуторавековой давности, замечу, что из обломков судна «Диана» в Японии была построена шхуна «Хеда», на которой был предпринят переход на Камчатку от берегов Японии. В городе Хакодате есть музей фрегата «Паллада», где подробно представлена хроника этих событий.

В 2015 году исполняется 160 лет с момента подписания мирного договора с Японией. Я выставлялся в Кобе и Екосоку, но это были камерные варианты в рамках дружеских визитов. Теперь мне хотелось бы достигнуть более масштабной цели и сделать будущую выставку в контексте дружбы со Страной восходящего солнца и наших подвигов на Камчатке. Я думаю, историческая марина будет интересна нашим восточным соседям – морской державе, с которой нас связывает общее Японское море.

  •  Вы периодически устраиваете персональные выставки на Дальнем Востоке, участвуете в различных творческих проектах. Дважды выставлялись в Испании, в том числе в рамках Года России. Выставки прошли с большим успехом, и вы получили различные предложения от иностранных галеристов. Расскажите об этом подробнее.

— Мною написано около тысячи картин в жанре марина. Они в буквальном смысле разошлись по всему свету. После показа в Испании поступило предложение выставиться во Франции, в Америке и Китае, на родине классической марины, в Голландии. Нидерланды в этом списке стоят особым пунктом. Возможно, со временем я, как русский художник-маринист, побываю там и представлю свое творчество.

  •  Отдавая предпочтение марине, вы свободно владеете такими жанрами, как портрет, пейзаж, графика. Есть ли художник, которому вы хотели бы подражать? Ваш идеал в искусстве?

— Мне очень нравится Л. Лагорио своей лаконичностью, тонкостью работ. Тернер, художник-маринист импрессионистской направленности. В творчестве я шел собственным путем, но многому научился у великого АЙВАЗОВСКОГО, потрясающе передающего все оттенки водной стихии. Мне нравятся наши знаменитые художники-офицеры А. БОГОЛЮБОВ, А. БЕГГРОВ, братья ВОРОБЬЕВЫ. Они все по-своему хороши.

Если же говорить о моем кумире в творчестве, то это однозначно Илья Ефимович РЕПИН. Я искренне восхищаюсь мощью такого таланта, его художественным гением и мастерством. Это мой идеал в искусстве. Считаю, что ему можно подражать и в творчестве, и в жизни. Для меня он всегда будет стоять особняком среди плеяды блестящих русских художников.

  •  Некоторые художники подписывают картины двумя именами, тем самым отдавая дань вдохновительнице, подвигнувшей на творчество, – женщине. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Своему успеху я во многом обязан своей любимой жене Светлане. Прежде чем картина воплощается на полотне, идет очень напряженный период творческого искания. Обсуждается тема, проводится тщательный исторический анализ, во многих случаях мы ездим в места, где происходили события, чтобы более достоверно отобразить их. Светлана во всем меня поддерживает, и я черпаю из этого чистого источника то вдохновение, которое выливается на картине. Но живопись – особый вид искусства. Можно писать роман в соавторстве, писать картину в две кисточки невозможно. Тем не менее у меня есть картины, подписанные двумя именами. Это знак великой благодарности моей жене, которая является первым зрителем всех моих работ на полотне и организатором наших выставок и творческих проектов.

  •  Валерий Иванович, что для вас город Находка?

— Олицетворение приморской дальневосточной романтики, очень самобытной, характерной для нашего края. Владивосток более наделен чертами мегаполиса. Именно поэтому камерная Находка ближе моей душе. И, конечно, я очень ценю доброе отношение горожан и неподдельный интерес к моему творчеству.

Анна ТАРАБРИНА
 

 

Запись опубликована в рубрике Культура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.