Вопросы защищенности предпринимательской деятельности сегодня очень актуальны. Они обсуждаются не только среди самих субъектов предпринимательской деятельности, но и на высшем уровне государственной власти.
Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» дал хозяйствующим субъектам более эффективные пути восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов. Государством четко определены основные принципы защиты прав предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля. Некоторые из них являются принципиально новыми для российского законодательства: преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, недопустимость проводимых в отношении одного предпринимателя несколькими органами государственного и муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Проверки делятся на два вида: плановая и внеплановая. Плановые проверки проводятся на основании разработанного органами государственного и муниципального контроля ежегодного плана, который имеется в открытом доступе на сайте прокуратуры Приморского края.
Основанием для включения их в план является истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; окончания проведения последней плановой проверки этих субъектов; начала осуществления предпринимателем своей деятельности.
Плановые проверки два и более раза в три года могут проводиться в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сферах — социальной, здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Такое исключение связано в первую очередь с важностью указанных сфер в жизни и развитии общества.
Каждому предпринимателю, в отношении которого планируется проведение проверок, важно знать, что об этом он уведомляется органом государственного и муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала направлением копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного и муниципального контроля заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Неисполнение указанного требования является грубым нарушением Закона и влечет за собой безусловную отмену проведенной проверки.
При проведении внеплановой проверки сроки уведомления предпринимателя еще более сокращенные. Так, предпринимателя необходимо уведомить о проведении проверки не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. Однако эта норма не действует в случае, если проверка проводится по информации о фактах возникновения угрозы и о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). В ряде случаев внеплановая проверка требует согласования в органах прокуратуры. Проведение проверки без согласования также влечет отмену ее результатов.
Эффективная реализация положений Закона позволяет снизить многочисленные нарушения, допускаемые контролирующими органами при проведении проверок разного рода, усилить правовую защищенность субъектов предпринимательской деятельности, повысить риски от коррупционного поведения должностных лиц органов контроля, что является очень важным при построении стабильной экономики в нашем государстве.
Анастасия КАЙДОБА, помощник прокурора города, юрист 2 класса