Руслан Маноконов: Предпринимательство как идеология, чтобы пришёл успех

Так совпало, что в  одни и те же числа сентября  в Сочи и Находке прошли разнозначимые мероприятия, но с одной тематикой. На международном экономическом форуме в Краснодарском крае и   заседании совета руководителей представительных органов власти городских округов и муниципальных районов при Законодательном собрании Приморского края обсуждались темы развития  бизнеса и его роли в социальной политике. Состав участников был разным – там министры и политики, банкиры и  видные экономисты, у нас – председатели дум городов и районов, депутаты краевого парламента. А вот мнения у всех совпадали в главном – бизнес помогает  и будет помогать впредь решать социальные задачи, если он будет успешным и чувствовать свою значимость для экономики страны, региона, города.  

Выбор Находки как места обмена мнениями был не случайным – завершая работу совета,  его председатель,  председатель ЗС края Виктор Горчаков подчеркнул, что наш  опыт по участию бизнеса в социальной политике на территории округа достоин подражания и внедрения в других городах и районах края. И участники встречи, познакомившись с программами социальной направленности по всем направлениям, решениями  и действиями органов власти в поддержку малого и среднего бизнеса, очевидными успехами совместной деятельности всех участников экономического сектора, разделили его точку зрения. С докладом о роли малого и среднего бизнеса в социальной политике округа на заседании выступил депутат Законодательного собрания Руслан Маноконов.  Какова эта роль сегодня и какой она может быть завтра?  Что делает малый бизнес успешным?  Что мешает предпринимательству на местах? Об этом наша беседа с краевым депутатом, известным в своем избирательном округе активной жизненной позицией и благотворительной деятельностью.

  •   Руслан Александрович, с чем был связан выбор темы вашего выступления?

—  Малый и средний бизнес в Находке составляет сегодня добрую половину экономического сектора города. Нет такой сферы деятельности, где бы он не присутствовал.  Оборот малых предприятий в 2009 году составил 13,6 млрд рублей, что составило 27% от всего оборота округа. На долю работников, занятых в этом секторе, включая индивидуальных предпринимателей, приходится более 38% всего занятого в экономике трудоспособного населения.  В городе действуют  2 471 малое предприятие  и 5483 индивидуальных предпринимателя. Это очень серьезная  прослойка горожан, давшая тысячи рабочих мест, и которой  нужно помогать развиваться. Что и  делается в нашем округе.

 В мае прошлого года для поддержки предпринимательского движения была утверждена муниципальная целевая программа, рассчитанная до 2011 года. В 2009 году на ее финансирование направлено 750 тыс. рублей, в том числе на  проведение пяти обучающих семинаров, издание информационного справочника  «Настольная книга предпринимателя»,  изданного в виде накопительной папки, куда можно вносить дополнительные материалы. Открыты специальная рубрика  в  газете «Находкинский рабочий» и цикл передач на городском телевидении.

 В 2010 году на финансирование программы  направлено  уже 1,4 млн рублей из  краевого и городского бюджетов. За счет  этих средств предусмотрена финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства, разработано положение о порядке предоставления целевых субсидий  на возмещение части затрат.  И суммы эти немаленькие.  До 30 тыс. рублей – на обучение или переподготовку предпринимателя,  50 тыс. рублей – если речь идет об участии  в выставочно — ярмарочных мероприятиях,  100 тыс. рублей —  на  возмещение затрат по приобретению основных средств субъектам, работающим менее двух лет со дня  регистрации, не более 250 тыс. рублей –  приобретение основных средств по  производству товаров,  до 300 тыс. рублей  — подключение к системам  коммуникационной инфраструктуры. Условия получения таких бюджетных вложений  несложны, в том числе – подтвердить статус малого предприятия, нельзя быть должником по налогам и сборам. В Находке программа успешно выполняется, с малым  и средним бизнесом власть работает в тесном контакте, учитывая их предложения и критику.

  • Как раз о необходимости такого взаимодействия шла речь и на сочинской встрече, с которой так созвучна и тема находкинского диалога. Что в  итогах разговора на высоком уровне  можно, по вашему мнению, учесть и в практике работы на местах?

  — В Сочи участникам форума предложили расставить приоритеты причин, мешающих успешному развитию предпринимательства в стране. Голосовали две аудитории —  в зале заседания и создающемся  российском клондайке научной мысли Скулково. Причин  четыре — административные барьеры,  недостаток финансовых средств, низкая компетенция, инфраструктура. Министры, депутаты Госдумы, видные политики и представители крупного отечественного и зарубежного бизнеса, собравшиеся  в Сочи, оставили предложенный  порядок причин без изменений. За  административные барьеры проголосовали 51% голосующих, а за недостаток средств – 21%, голоса по оставшимся двум разделились поровну. В Подмосковье молодые ученые его изменили. На первое место мешающих предпринимательству причин они поставили недостаток денег – 40,1%, второе – административные барьеры – 33,3%, третье – низкую компетенцию – 23,3%, а инфраструктуру – на последнее место с 3,3%.

Комментируя итоги опроса, председатель правительства Владимир Путин поддержал молодежь, отметив, что задача всех уровней власти – поддержать предпринимателей. Большой бизнес, заметил он, начинается с малого, возрастая по вертикали. А значит,  и помощь должна быть многоуровневой. На местах нужна поддержка финансами,  конкретными действиями и решениями –  целевыми  субсидиями на открытие дела и развитие малого бизнеса, выделением земельных участков под производственные площади и строительство, передачей в аренду муниципальных площадей, предоставлением определенных льгот и т.д.

Знакомясь с итогами обсуждения в Сочи, было приятно сознавать, что далеко от столицы  такие шаги навстречу предпринимателям мы уже давно делаем, работаем сообща и находим новые формы взаимовыгодного сотрудничества. И это находит отклик в предпринимательской среде. Прежде всего – в росте численности желающих попробовать  свои силы в собственном деле. Конечно, на этом пути неизбежны  сбои, неудачи, недопонимание общности целей. В этом непрерывном процессе становления отношений между властью и бизнесом важно, что власти готовы, учитывая недоработки, вносить в свои решения и действия коррективы, исправлять упущенное и недоработанное, выслушивать обратные точки зрения. Взять те же обучающие семинары. Главная их задача – не просто обучить предпринимателей чему-то полезному и современному, но и сразу  ответить на вопросы, проконсультировать  по возникшим проблемам, состыковать участников диалога с теми, кто может помочь в них разобраться.

  • На заседаниях форума и совета главной мыслью стало утверждение, что,  чем выше показатели развития бизнеса, тем больше его вложения в социальную сферу. Насколько активно участвуют  в социальных проектах находкинские предприниматели?

– Очень активно. Сегодня более 200 предпринимателей, 26 объектов в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания оказывают социальную поддержку жителям округа. Это 14 магазинов, два павильона, четыре киоска, шесть отделов.   С минимальными  торговыми надбавками (3-7%) предлагают свои товары специализированные магазины и оптовые предприятия —  магазин «Мясное раздолье», «Для вас», магазин на базе «Прима» и павильон на базе «Камчатка». Сегодня это одни из самых популярных и наиболее посещаемых торговых объектов.

 Не отстают по популярности  отделы торговой сети ЗАО «Родстор», торговый двор «Купеческий», где все группы продовольственных товаров реализуются с торговой наценкой всего 10 – 15%, поставщик свежей рыбы ООО «Рыбацкий путь», торговые компании «Ирна», «Озерный», «дары моря», «Рыбачок».   И этот список можно продолжать.

Хочу поблагодарить всех, кто считает  социальную поддержку делом для себя важнейшим и видит итог своей деятельности не только в получении  прибыли, но и  в добрых отношениях с  покупателями,  стали спонсорами находкинских спортсменов, молодёжных и ветеранских общественных объединений, участниками благотворительных акций. Пенсионеры, ветераны войны и труда, инвалиды, малообеспеченные, многодетные семьи получают бесплатно целый спектр услуг парикмахерских, ремонта одежды и обуви, химчистки, прачечной, бани, ремонта теле-,  радиоаппаратуры, бытовой техники. Два муниципальных предприятия – «Бодрость» и «Шанс» – с начала этого года оказали бесплатно услуг  почти на миллион рублей. 13 предприятий торговли – среди них «Космос»,  «Старый центр», «Рассвет», «Приморец-8» – уже пять лет обслуживают ветеранов войны, ежемесячно предоставляя им продуктовые наборы. Предприниматели проводят благотворительные обеды для ветеранов, перечисляют пожертвования на строительство храма Казанской иконы  Божьей Матери, собирают новогодние подарки для детской колонии, помогают дому малютки – десятки примеров активного участия в социальной политике.

  • Руслан Александрович, что, по вашему мнению,  может способствовать расширению предпринимательской  деятельности, её успеху?

 — К тому, что общепринято считать слагаемыми продвижения и процветания — великое желание начать новое дело, готовность рискнуть, умение сделать из ошибок правильные выводы и начать все сначала, я бы добавил еще один момент, поставив его на первое место, – предпринимательство должно стать идеологией этого класса россиян. Идеология – это менталитет, образ мысли и образ жизни. Нужна абсолютная  убежденность в необходимости того, чем ты занимаешься, в собственных силах, умение найти своих союзников и помощников, сплотить вокруг себя единомышленников, готовность поделиться своим капиталом на благо других. Это великая наука и школа гражданской ответственности. Ее нельзя пройти по принуждению. В нее нужно шагнуть добровольно и сознательно. В английских школах отличниками становятся те, кто не только отлично говорит по — английски, но и думает на английском. Это разные категории.

Так и  в нашем случае должно быть. Нужно верить, что не хлебом единым жив человек, и почувствовать свою ответственность перед обществом. Тот, кто откликается на приглашение власти помочь нуждающимся, этот порог гражданской сознательности уже перешагнул. Не имеет значения размер благотворительного вклада. Принципиально важно, чтобы он был от души,  чистого сердца.   Мы все можем только порадоваться неоспоримому факту — находкинский бизнес  все более приобретает черты социально ориентированного.  Социальность – отличная приставка к понятию необходимый. А значит, нужный людям. И в этом основа его успеха.

Беседовала
Наталья Вотчал

 

Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.