Сухой док со дна бухты поднимут осенью

Накануне профессионального праздника мы встретились с капитаном морского порта Находка Андреем ГОРОДИШТЬЯНОМ и попросили его рассказать о тех задачах, которые сегодня решает служба капитана порта.

  • Андрей Семёнович, вы человек новый в администрации морского порта Находка. Расскажите о себе.

— После окончания судоводительского факультета ДВВИМУ в 1980 году некоторое время работал на судах Камчатского морского пароходства, где и вырос до капитана. Потом трудился в должности начальника Камчатского аттестационно-тренажёрного центра, работал по контрактам в судоходных компаниях. В конце 90-х был назначен заместителем начальника Находкинского линейного отдела Госморречнадзора. Начиная с 2008-го почти два года руководил администрацией морского порта Петропавловска-Камчатского. Это, кстати, самый сложный период в моей практике, когда пришлось проделать титаническую работу по объединению рыбного и морского портов Камчатки. В 2010-м переведён капитаном порта Восточный, а с апреля нынешнего года возглавляю службу капитана порта Находка.

  • Какие задачи приходится решать вашей администрации?

— По сравнению с Восточным в Находке гораздо больше изношенных морских сооружений – в основном это причалы торгового и рыбного портов, Находкинского и Приморского судоремонтных заводов, которые требуют капитального ремонта и больших финансовых вложений. Да и сама акватория порта Находка не такая глубоководная, как этого требует современное судоходство. В связи с ростом тоннажа судов, заходящих в нашу акваторию, убедили руководителей хозяйствующих субъектов в необходимости дноуглубительных работ. Они уже выполнены у всех причалов ОАО «ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт», а также лесного терминала. Проводится реконструкция терминала Астафьева, где внедряются новые технологии и методы погрузки угля. После выполнения запланированных работ здесь могут швартоваться крупнотоннажные сухогрузы типа «Панамакс» дедвейтом до 70 тысяч тонн.

Большая работа проводится и в ООО «Дальмормонтаж», специализирующемся на перевалке твёрдого топлива. Для экологической безопасности предприятие смонтировало пылеулавливающие сетки, предоставило проект модернизации причалов с учётом новейших технологий переработки угля и швартовки крупнотоннажных судов. Капитального ремонта морских сооружений и проведения дноуглубительных работ акваторий всё ещё ожидают и морские предприятия Ливадийского куста, а также Каменки, Камень-Рыболова, Преображения, которые входят в структуру нашего филиала. Здесь проблем непочатый край. Одна из основных – отсутствие соответствующего навигационного обеспечения, что может негативно сказаться на безопасности мореплавания.

Предстоит выполнить дноуглубление проходного фарватера акватории порта Находка, чтобы можно было принимать суда с проходной осадкой не менее 14,5 метра. Но здесь есть определённые сложности. В частности, по морскому дну от морвокзала до мыса Астафьева пролегает дюкер – бетонная труба большого диаметра, по которой когда-то подавалась пресная вода. Её необходимо демонтировать и удалить за пределы бухты. Вопрос не из лёгких, но вполне решаемый. Это даст толчок для увеличения грузооборота ОАО «Находкинский рыбный порт» и компаний, занимающихся погрузо-разгрузочными работами на территории ОАО «Приморский завод».

  •  Андрей Семёнович, в прессе продолжительное время муссируется тема поднятия затонувшего у причала Приморского завода сухого дока. Этот вопрос как-то решается морскими властями?

— Заключён договор с одной из южнокорейских фирм, специализирующихся на выполнении подобных работ. Примерно с октября по ноябрь нынешнего года она приведёт свои плашкоуты в наш порт и займётся поднятием сухого дока на поверхность.

Проблема затонувших судов, принадлежащих Росимуществу, – одна из насущных, и нашей службой в этом направлении проводится серьёзная работа. На данном этапе больше всего нас беспокоит другое – охрана судовладельцами флота, отслужившего свой срок. К примеру, на семь судов, которые пока ещё держатся на плаву в бухте Пяти Охотников (терминал Южная Лифляндия) на сегодня имеется всего один охранник. Уже появляются некоторые опасения по их затоплению, потому что Росимущество, к сожалению, не выделяет в достаточной мере средств для обеспечения и содержания арестованных судов, переданных в его собственность. Несмотря на все усилия транспортной прокуратуры и Госморречнадзора, ситуация в последнее время к лучшему не меняется.

Поднять со дна моря судно типа СРТМ в среднем обходится государству в пять миллионов рублей. Нет денег на эти цели и в федеральном бюджете. Хотя все прекрасно понимают, что такие суда не улучшают экологическую обстановку акватории, вопрос с их утилизацией должен решаться безотлагательно. Но из-за бюрократии и несовершенства нашей системы мы имеем то, что имеем. На эту тему готовлю соответствующее предложение в Минтранс России.

  •  Какие вопросы являются для вас неотложными в ближайшей перспективе?

— Предстоит поднять на должный уровень организацию работы по инспекторскому контролю, провести оптимизацию служб пункта пропуска на территории морского порта Находка. Ряд вопросов обсуждались в ходе выездного рабочего совещания, которое провёл первый заместитель председателя правительства Игорь ШУВАЛОВ. На примере порта Восточного предстоит внедрить в порту Находка систему по контролю за продвижением таможенных грузов, чтобы грузоотправитель и грузополучатель в любое время смогли с помощью Интернета узнать, в какой точке следования в данное время находится нужный им груз.

Одна из главных – кадровая проблема. Поскольку на берегу зарплата моряков значительно ниже, чем в море, из морской администрации постоянно уходят молодые перспективные работники. Возраст многих из нас уже приближается к пенсионному, а замены нет. Чтобы подготовить хорошего специалиста, требуется не менее трёх лет.

  •  Насколько верны разговоры о снижении количества судозаходов в порт Находка в связи с высокими портовыми сборами?

— Я не разделяю такие высказывания. Не будем сегодня говорить о величине портовых сборов, а просто обратимся к статистике. Если, к примеру, за пять месяцев прошлого года в порт зашло 2 767 иностранных и каботажных судов, то за аналогичное время текущего года — уже 2 863 судна. Примерно на 40 % оказались выше и доходы морской администрации. И эти показатели вырастут ещё, если морские предприятия будут проводить модернизацию производства, внедрять современные технологии, в частности в перевалке угля, где сегодня занято 11 находкинских компаний.

  •  Вопрос безопасности мореплавания в акватории порта Находка – один из самых главных. Как он решается вашей службой?

— За минувший год и первое полугодие нынешнего в морской акватории порта Находка не произошло ни одного ЧП. И одним из определяющих факторов, способствующих этому, является регулярное проведение профилактических мероприятий. В частности, применение мер наказания к капитанам за административные нарушения и т. п. Несмотря на то что такая работа отнимает у инспекторов немало времени, эти меры дисциплинируют и повышают ответственность комсостава.

  • От всей души поздравляю не только моряков торгового флота, но военного и рыболовного, а также членов их семей и вообще всех жителей нашего округа с Днём моряка! Желаю, чтобы тружеников моря всегда ждали на берегу, и хорошей погоды в доме. Персонально рыбакам – больших уловов, морякам – семь футов под килем! Крепкого здоровья, удачи и благополучия.
Запись опубликована в рубрике Наш город. Добавьте в закладки постоянную ссылку.