В первый день осени работники нефтяной и газовой отрасли страны отмечают профессиональный праздник. Сотрудникам спецморнефтепорта Козьмино – самого молодого дальневосточного порта – есть чем гордиться. В истории компании много знаменательных событий и юбилеев. Из восточных ворот России в страны АТР отгружено уже более 60 млн тонн нефти сибирских месторождений, поступающей по трубопроводной системе «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО). Производственные будни одного из самых крупных и перспективных предприятий Находки наполнены событиями, добрыми переменами и новыми планами.
Темпы роста
Спустя три года работы в заданном ритме спецморнефтепорт Козьмино был готов переваливать уже в два раза больше нефти – до 30 млн тонн. Подготовка объектов терминала к двукратному увеличению мощности началась сразу после ввода в эксплуатацию первой очереди и завершилась в конце 2012 года. Три новых резервуара построили на нефтебазе еще в 2010 году, это увеличило объем резервуарного парка с 350 до 500 тысяч кубических метров. Был построен и введен в эксплуатацию пункт приема нефти для ее приема из магистрального нефтепровода ВСТО-2, что существенно сократило срок поставки сырья к терминалу.
Среди других работ в рамках расширения – строительство дополнительного узла учета нефти. Для приема танкеров дедвейтом до 120 тыс. тонн были проведены дноуглубительные работы акватории у второго причала. Причал № 1, возведенный в рамках ВСТО-I, может принимать танкеры дедвейтом до 150 тыс. тонн – дноуглубление акватории здесь проводилось в рамках первой очереди.
В результате сейчас погрузка нефти на танкеры может производиться одновременно сразу на обоих причалах, что привело к увеличению поставок нефти за рубеж. План по отгрузке нефти в 2013 году увеличен до 21 млн тонн, и сомнений в его выполнении нет.
Востребованный сорт
Особенностью маршрута ВСТО является тот факт, что на этом экспортном направлении в систему принимается только легкая малосернистая нефть марки ESPO. На протяжении более трех лет расширялся список стран, где новый сорт нефти становился популярным, новые получатели продолжают его пополнять и сейчас.
На первом этапе проекта ВСТО лидировали по количеству импортируемой нефти из Козьмино Япония, Китай и Южная Корея. Впоследствии усилились позиции западного побережья США. Потом добавились новые, так называемые «малые страны»: Таиланд, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Тайвань, Индия, Индонезия, Филиппины и даже Перу. В этом году были осуществлены первые отправки нефти в Новую Зеландию.
За соответствием экспортируемой нефти высоким качественным показателям строго следят. На пункте приема нефти, где нефть принимается от ООО «Дальнефтепровод», она анализируется по 12 показателям. Согласно государственному стандарту по итогам испытаний оформляется паспорт качества. Такие же работы проводятся на площадке железнодорожных эстакад и береговых и причальных сооружениях при отгрузке товарной партии на танкер.
За все время работы порта ни разу не была получена претензия по поводу качества нефти от получателя. По некоторым показателям нефть даже улучшилась – содержание серы в 2013 году снизилось на 0,03% по сравнению с прошлым годом.
В ногу со временем
После ввода в эксплуатацию новых объектов с целью увеличения мощности спецморнефтепорта до 30 млн тонн в год продолжились мероприятия по модернизации используемого оборудования.
В частности, в этом году существующая система мониторинга погодных показателей была дооборудована волномером и теперь помимо данных о температуре, скорости и направления ветра, влажности, давления, видимости передает информацию о высоте, периоде волны и уровне моря. Дооборудование системы волномером позволяет заранее получать информацию о появлении опасных высоких волн, что способствует обеспечению бесперебойной и безаварийной работы.
Еще одно новшество, наличием которого пока могут гордиться лишь некоторые российские порты, – лазерная система швартовки крупнотоннажных судов, которая будет внедрена в порту Козьмино к концу года. Эта система позволит оптимизировать время постановки судна к причалу с учетом погодных условий. Она контролирует местоположение судна у причала в быстро меняющихся погодных условиях, позволяет, при необходимости, оперативно останавливать погрузочные работы и отводить судно от причала. Это уменьшает влияние человеческого фактора на возникновение аварийных ситуаций. Внедрение этой системы сделает работу порта более безопасной и эффективной.
Сертификационный бум
Как любое высокотехнологичное предприятие, спецморнефтепорт Козьмино стремится к улучшению показателей своей деятельности в сфере энергосбережения, экологии и охраны труда. В конце 2012 года в обществе введена энергетическая политика, определяющая в качестве основного приоритета постоянное повышение уровня энергоэффективности предприятия. В 2013 году успешно пройден внутренний аудит системы энергетического менеджмента, что стало наилучшей подготовкой перед предстоящим сертификационным аудитом.
Стоит отметить, что в этом году также успешно пройдены ресертификационные аудиты системы экологического менеджмента и менеджмента охраны труда на соответствие международным стандартам ISO 14001 и OHSAS 18001. Они эффективно действуют на предприятии уже не первый год.
Высокая организация работ по охране труда и здоровья работников отмечена в этом году «Сертификатом доверия работодателю». Он вручен ООО «Спецморнефтепорт Козьмино» как подтверждение доверительного отношения со стороны государственной инспекции труда. Вручение сертификата предполагает также включение предприятия в Реестр работодателей, гарантированно соблюдающих трудовые права работников. Это значит, что деятельность ООО «Спецморнефтепорт Козьмино» полностью соответствует требованиям трудового законодательства.
Сохранить природу
Работа экологов порта – кропотливый труд по охране окружающей среды и постоянный контроль за соблюдением природоохранных норм. Балластные воды со всех судов, приходящих в порт, анализируются на содержание нефтепродуктов. Требования очень жесткие, как к воде рыбохозяйственного водоема, т.е. содержание нефтепродуктов должно составлять не более 0,05 грамма на литр.
Для того чтобы предотвратить возможное загрязнение с судов, которые обслуживаются у причалов порта, каждое судно обоновывается. Состояние акватории порта контролирует эколого-аналитическая лаборатория.
Необычным объектом для мониторинга окружающей среды уже который год является гребешок приморский. Спецморнефтепорт Козьмино в 2010 году создал полигон по выращиванию морских гидробионтов в бухте Козьмина. Суть в том, что, взяв на анализ ткани гребешка, можно определить степень чистоты водной среды. Периодические анализы проб воды, грунта и тканей гидробионтов в ходе эксперимента показали, что наличие в них углеводородов не превышает фоновых показателей. Стабильное состояние поселений, их успешное размножение свидетельствуют о благоприятной экологической обстановке в бухте.
В этом году работы, связанные с «гребешковым мониторингом» вышли на новый уровень. За портом теперь закреплен участок акватории площадью 7,7 га. Между тем количество особей превысило 20 000 – это в два раза больше по сравнению с началом проекта – тогда было высажено 10 000 особей. Параллельно продолжается разработка научной технологии проведения экологического мониторинга с помощью морских гидробионтов, начатая в прошлом году. Впоследствии уникальную разработку можно будет использовать и в других нефтеналивных портах.
Нефтяникам – почёт
За всеми производственными победами, к которым приковано внимание и журналистов, и общественности, стоят реальные люди, чьими руками творится история нефтяной отрасли, как минимум, на Дальнем Востоке.
Люди, пришедшие в спецморнефтепорт Козьмино еще в 2009-2010 годах: электрики, слесари по ремонту механо-технологического оборудования, слесари по КИП и А – в большинстве своем не имели опыта работы в нефтяной сфере. Теперь многие из них уже стали мастерами, инженерами… Люди демонстрируют свои знания, понимание работы в системе Транснефти, обучаются и повышают уровень подготовки, участвуя в конкурсах профессионального мастерства.
Сейчас штат предприятия представлен преимущественно жителями близлежащих городов Находки и Партизанска. Процент специалистов, приглашенных из других регионов, уменьшился по сравнению с началом работы терминала. Одна из задач кадровой политики – обучение и подготовка специалистов, проживающих именно в данной местности, обеспечение условий для преемственности и появления профессиональных династий.
К слову, отец генерального директора спецморнефтепорта Иван Георгиевич Мельников – отличник нефтяной промышленности, почти тридцать лет посвятил работе на объектах трубопроводного транспорта нефти. Пошедший по его стопам Борис Мельников в «нефтянке» уже 25 лет. Его заслуги отмечены многочисленными наградами, в том числе Благодарностью Министерства энергетики РФ за работу в рамках проекта ВСТО-I и Почетным знаком нефтепромышленников. Накануне Дня работников нефтяной и газовой промышленности, достойным представителем которой он является, ему будет вручена еще одна награда профильного ведомства – на этот раз за ВСТО-II, и наградной знак ОАО «АК «Транснефть» в связи с 20-летним юбилеем компании.
Почетные грамоты и благодарности от спецморнефтепорта Козьмино, ОАО «АК «Транснефть», администраций Находкинского городского округа и Партизанского муниципального района получат около 40 сотрудников предприятия, портреты еще десяти работников традиционно разместят на Доске почета. Оценка по достоинству заслуг тех, благодаря кому стабильно развивается спецморнефтепорт Козьмино и нефтяная отрасль в общем, станет основным событием в череде торжеств и вдохновит коллектив на новые победы и свершения.
Екатерина ИВАНОВА