Недавно я завершил свою исследовательскую работу по истории самолёта ПБИ-1 №25 «Номад» («Каталина»), который участвовал в войне СССР с милитаристской Японией 1945 года и потерпел крушение около бухты Тазгоу (Светлой). Среди других он был доставлен в Советский Союз в 40-х годах XX века по ленд-лизу.
10 августа в 12.00 летающая лодка «Каталина» вылетела из гидроаэродрома в бухте Суходол в свой последний боевой поход. На борту находилось семь членов экипажа. Согласно архивным данным, через пять с половиной часов самолёт уже находился в 300 километрах южнее Владивостока и в 240 километрах восточнее Корейского полуострова. Экипаж выполнял задачу: разведка кораблей противника в море. В 20.44 экипаж самолёта в последний раз вышел на связь, после этого связь прекратилась. Так как самолёт рухнул ночью, его гибели никто не видел и не слышал.
Тела троих членов экипажа были обнаружены утром жителями рыбацкого посёлка Тазгоу, судьба остальных четверых неизвестна. Скорее всего, сам самолёт стал для них братской могилой. В кармане одного из лётчиков был найден комсомольский билет на имя ШЕСТАКОВА Александра Ивановича. Летчики были похоронены на берегу бухты Малая Тазгоу. За могилой ухаживали жители местного посёлка. В 50-х годах рыбоперерабатывающий завод был переведён в Ливадию, посёлок Тазгоу опустел, могила погибшего экипажа заросла кустарником.
В 1977 году брат одного из погибших летчиков ШЕСТАКОВ Анатолий Иванович предпринял попытку найти могилу экипажа, задействовав в поисках пограничников, но безрезультатно. В том же году началась операция «Поиск», организованная комитетом комсомола Находкинского торгового порта. Участники операции установили имена членов экипажа, местоположение могилы и нашли некоторых родственников погибших.
Вот список экипажа самолёта:
1. Капитан ФРОЛОВ Иван Васильевич, 1914 года рождения, уроженец г. Павловский Посад Московской области, командир отряда. Награждён орденом Отечественной вой-ны I степени (посмертно).
2. Лейтенант ШЕСТАКОВ Александр Иванович, 1921 года рождения, уроженец с. Б-Грибановка Грибановского района Воронежской области, штурман.
3. Лейтенант МИРОШКИН Пётр Иванович, 1916 года рождения, уроженец г. Спасска Рязанской области, техник бортовой.
4. Младший лейтенант ВЕДЕРНИКОВ Виктор Павлович, 1924 года рождения, уроженец г. Ржева Калининской области, лётчик.
5. Сержант ЯНЧУК Анатолий Владимирович, 1920 года рождения, уроженец с. Преображенка Приморского края, радист-оператор.
6. Сержант КОРСУНОВСКИЙ Иван Михайлович, 1918 года рождения, уроженец г. Иркутска, воздушный стрелок.
7. Старший краснофлотец ДЕВЯТКОВ Константин Михайлович, 1927 года рождения, уроженец г. Тюмени, воздушный стрелок-моторист.
В 1982 году команда активистов-комсомольцев построила за шесть месяцев вручную с помощью простейших приспособлений памятник погибшему экипажу. Его открытие состоялось 24 октября. Здесь собрались старожилы бухты Тазгоу, комсомольцы из ГПТУ №14 и Находкинского торгового порта, представители горкома комсомола и родственники погибших лётчиков — ЯНЧУК Никита Владимирович с семьёй из города Артёма и ШЕСТАКОВ Алексей Иванович из п. Грибановский Воронежской области.
2 июля 2003 г. была проведена экспедиция сотрудников находкинского музейно-выставочного центра совместно с клубом подводного плавания «Гринда». Была предпринята попытка обнаружить под водой останки самолёта, которая не увенчалась успехом. В июне 2011 года в Приморский край из Рязани прибыл внук погибшего командира самолёта ПБИ-1 №25 Алексей ФРОЛОВ с супругой.
Время идёт вперёд. Считаю нашим долгом попытаться установить местоположение самолёта, ведь это часть истории нашей страны, и мы не дадим ей исчезнуть под влиянием времени и морской воды.
Я разделил предполагаемую операцию на три стадии: поиск самолёта гидролокатором бокового обзора (ГБО), обследование самолёта водолазами на предмет целостности фюзеляжа; подъём самолёта с помощью понтонного механизма, погрузка на баржу, буксировка в порт; обработка фюзеляжа от коррозии, реставрация корпуса самолёта. Разу-меется, что для поиска и подъёма самолёта потребуются немалые суммы денег и специальное оборудование, но у меня есть шансы найти спонсоров и людей, которые будут заинтересованы в этом деле.
Поиски организовывались и раньше. Несколько экспедиций в составе водолазов пытались найти хоть какие-то признаки самолёта на дне, но попытки оборачивались неудачей и разочарованием. Дело ещё в том, что в водах бухты преобладает сильное течение, которое представляет определённую опасность для людей.
Возможно, что течение перенесло восьмитонную машину в другое место или присыпало большим слоем песка и ила.
Кто-то спросит: «Зачем поднимать со дна моря старый самолёт, использовать на это огромные суммы денег и людские ресурсы, чтобы потом в дальнейшем разочароваться в задуманном или отвезти его на свалку?». Есть такие понятия, как патриотизм и чувство долга. И я надеюсь, что неравнодушные жители Приморского края и добросовестные граждане всей нашей страны поддержат мою инициативу и, может быть, даже поучаствуют в задуманном мероприятии.
Обращайтесь по телефону +79146899119, или присылайте письма с вашими предложениями и пожеланиями по электронному адресу: golosov95@mail.ru
Владислав ГОЛОСОВ, студент ДВФУ