Пока жив народ, живы и его праздники

ЧИТАТЕЛЬНИЦА «НР»  Н. Карелова написала в своём письме в редакцию о том, что прочитала на днях заметку о сабантуе, который состоится в селе Вольно-Надеждинское 26 июня. Автор спрашивает, как проходит этот праздник и в чём его суть? На эти вопросы ответила заведующая отделом регионоведения, краеведения и туризма ЦБС Зоя Ковалёва:

— Сабантуй – народный древний праздник плуга, устраивается он в честь весеннего сева перед началом косовицы. Составные части названия  – слова древнетюркского происхождения. В Толковом словаре татарского языка приводится шесть значений слова «сабан», среди которых – «весенний день», «пашня», «плуг». Слово «туй» означает «праздник», «свадьба».

Кульминацию сабантуя составляет майдан – состязания в беге, прыжках, национальной борьбе курэш, конных скачках. В ритуале обязательны: лазание на столб, бег в мешках и с полными вёдрами воды на коромысле, бои на бревне с соломенными мешками, перетягивание каната. Сабантуй сохранил для нас лучшие образцы культурного наследия – народные игры и самобытные физические упражнения. Ритуал награждения такой же древний и неизменный, как сам праздник. Победителю предназначается баран, которого тот, подняв над головой,  должен унести с майдана, продемонстрировав свою силу. В знак особого уважения и почёта батыру принято дарить вышитое полотенце — преподношение молодых женщин. Второй по значению приз вручается  победителю конных скачек и игр. Неподдельный интерес у зрителей вызывают конные игры, когда всадник, не сбавляя скорости, должен на ходу ухватить с дерева вышитый девушками платок, а также погоня за любимой, которую юноша на полном скаку должен поцеловать.

В самой организации сабантуя заключён гуманный принцип – не обидеть, не оскорбить, не унизить ни одного участника. По неписаным обычаям, никто из пришедших на праздник не должен уйти с тяжёлым сердцем, с обидой.

Запись опубликована в рубрике Многонациональная Находка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.