Современные требования к перевалке нефти в портах мира достаточно высоки – важно учитывать любые факторы, которые могут повлиять на безопасность проведения швартовых операций и погрузки. Это погодные факторы: скорость ветра, волнение, наличие тумана, и состояние гидротехнических сооружений. Какие технологии и разработки позволяют контролировать эти параметры в ежедневной работе и в общем повышать качество обслуживания судов? Ответ на этот вопрос нашли специалисты спецморнефтепорта Козьмино.
Одноименный нефтеналивной порт в бухте Козьмина – конечная точка трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» — реализует положения правительственной программы развития энергетики страны по налаживанию новых маршрутов экспорта нефти. С момента ввода в эксплуатацию – в декабре 2009 года — в страны Азиатско-Тихоокеанского региона отправлено свыше 65 млн тонн нефти высококачественного сорта ESPO (East Siberian – Pacific ocean).
Для крупного порта четыре года – это только начало, но уже за этот короткий период были выявлены особенности эксплуатации гидротехнических сооружений и погрузки нефти на танкеры. Проводимый специалистами мониторинг позволил выделить приоритетные направления для модернизации.
Так, в июне 2013 года ООО «Спецморнефтепорт Козьмино» совместно с ФГУП «Приморское УГМС» (Примгидромет) установило непосредственно у причальных сооружений порта волномер. Он дополнил существующую систему мониторинга погодных показателей с целью получения информации о высоте, периоде волны и уровне моря. Установленный измерительный комплекс на базе доплеровского профилометра течений RDPC 600 фирмы «Андреа Инструментс» (Норвегия) передает эти данные мгновенно.
При усилении волнения моря диспетчер спецморнефтепорта Козьмино получает предупреждение о наступлении опасного явления и может своевременно принять меры по отводу от нефтепирса танкеров. Созданный Примгидрометом центр «Цунами» владеет аналогичными автоматизированными постами для измерения уровня моря и температуры воды на морских метеостанциях вдоль всего побережья Приморского края.
Последнее новшество – лазерная система швартовки крупнотоннажных судов (ЛСШКС) — было введено в эксплуатацию в конце ноября этого года. Это два монтируемых на причале лазерных измерителя: напротив носа и кормы судна, собственная метеостанция, контролирующая скорость и направление ветра, цифровое информационное табло, данные которого легко читаются с расстояния 200 метров и параллельно поступают на переносной лоцманский индикатор.
ЛСШКС позволяет контролировать местоположение судна при швартовке: в случае превышения скорости его сближения с причалом срабатывает сигнализация – и скорость можно оперативно скорректировать. Это фактор обеспечения сохранности причала и судна при швартовке. К тому же при использовании этой системы уменьшается влияние человеческого фактора на безопасность проводимых операций, а время их проведения существенно сокращается. ЛСШКС также ведет электронное документирование всего процесса швартовки – на случай нештатных ситуаций.
Танкер Forward Flair, находящийся под погрузкой на прошлой неделе, был пришвартован с применением этого новейшего, современного парктроника, используемого в портах мира, оборудованных по последнему слову техники.
Работы на причалах ООО «Спецморнефтепорт Козьмино», направленные на повышение безопасности и улучшение качества обслуживания, продолжатся и в следующем году. На май 2014 года запланирована установка двух телескопических трапов: по одному на причалах № 1 и № 2. Они обеспечат более безопасный проход людей на суда дедвейтом до 150 тыс. тонн, а также сохранность причальных сооружений. Это достигается за счет особой конструкции трапов – они способны следовать за движением судна, так называемый плавающий режим работы, что особенно важно при значительном волнении моря.
ООО «Спецморнефтепорт Козьмино» – единственный морской терминал Транснефти, который с момента введения в эксплуатацию выполняет техническое обслуживание гидротехнических сооружений собственными силами. Для этого проводятся регулярные и периодические осмотры, очередные и внеочередные обследования с привлечением специализированной организации. Осуществляемый мониторинг позволяет поддерживать в технически исправном состоянии все гидротехнические сооружения: причалы № 1 и № 2 нефтепирса, причалы портофлота, берегоукрепление, подходную дамбу. В настоящий момент ООО «Спецморнефтепорт Козьмино» планирует приобрести высокоточный автоматизированный геодезический комплекс Leica NOVA MS50, который позволит самостоятельно выполнять геодезический мониторинг сооружений.
Постоянное стремление к модернизации и использование новейших технологий в ООО «Спецморнефтепорт Козьмино» задает тон другим терминалам, причем не только российским – по соседству крупнейшие азиатские порты. Это особенно актуально в свете перспектив развития дальневосточных «ворот» Транснефти для экспорта нового востребованного сорта нефти – ESPO. Сейчас годовая отгрузка нефти из Козьмино составляет не менее 21 млн тонн, в ближайшем будущем выход на проектную мощность – 30 млн тонн в год.
Пресс-служба ООО «Спецморнефтепорт Козьмино»