Находкинское предприятие по производству крабовых палочек ОАО «КВЭН» в эти дни отмечает своё 20-летие. 13 декабря 1993 года оно выпустило первую партию товарной продукции, и с тех пор крабовые палочки всё больше и больше завоёвывают сердца потребителей. Приготовленные из них всевозможные салаты и холодные закуски по-прежнему считаются у россиян одними из самых популярных блюд и достойно украшают любой праздничный стол.
Крабовые палочки подкупают простотой приготовления, не нуждаются в дополнительной обработке, хорошо сочетаются со многими продуктами, что дает возможность каждый раз проявлять творчество и фантазию в приготовлении блюд.
Создателями крабовых палочек из высококачественного рыбного фарша сурими, имитирующего крабовое мясо, стали изобретательные японцы с их особым пристрастием к рыбе и морепродуктам. Страна восходящего солнца по-прежнему является лидером в изготовлении и потреблении этой продукции. За ней следуют Франция и Испания. По некоторым данным, объём продаж продукции из морских гидробионтов на продовольственном рынке Японии сегодня составляет примерно 88-90 процентов. И только 10-12% от общей массы приходится на долю продукции из животного мяса. Не случайно средняя продолжительность жизни этой нации самая высокая в мире.
Крабовые палочки – идеальный продукт для сбалансированного питания, в них содержится минимум жиров, много белка и витаминов. Фарш сурими можно изготавливать из пресноводных рыб и обитающих в южных морях. Однако больше всего на мировом рынке ценится сырьё, приготовленное из рыб дальневосточных морей. Это подтверждает институт «ТИНРО-центр».
На протяжении двух десятилетий ОАО «КВЭН», входящее в группу компаний «Синергия», является единственным производителем крабовых палочек на Дальнем Востоке России и в Сибири вплоть до Урала и выпускает свою продукцию под брендом «Родимая сторонка». Здесь задействовано современное технологическое оборудование разных стран: на изготовлении колбас и упаковки – немецкое, крабовых палочек – японское, холодильное оборудование – частью немецкое, частью итальянское, адаптированное к нашему режиму работы. Предприятие одним из первых в дальневосточном регионе получило сертификат соответствия качества ISO и было зарегистрировано в российском реестре рыбоперерабатывающих предприятий.
Сегодня производителям поистине есть чем гордиться. С конца 2011 года, когда здесь было установлено новое технологическое оборудование, рост объёмов производства только по крабовым палочкам составил 70 процентов. А в целом минувшие 20 лет оказались для компании весьма плодотворными. По отношению к объёмам первого года работы они выросли в 20 раз.
Значительно расширился и ассортимент продукции. На протяжении последних семи лет здесь изготавливается четыре вида рыбных полукопчёных и два вида варёных колбас, сосиски. Весь этот диетический перечень в три раза ниже по содержанию калорий, чем колбасы из мяса. Между тем всё ещё остаётся приличный процент населения, не слышавшего об этой продукции, хотя «Синергия» широко проводит рекламные кампании и промоушн-акции. При необходимости переработчики могут увеличить объёмы производства, к примеру, рыбной колбасы и сосисок в пять-шесть раз. Но работать на склад не хотят, ведь срок реализации этих изделий небольшой.
«Снежный» сразил американцев и японцев
С прошлого года ассортимент продукции пополнился новыми видами – «Снежным» и «Суперснежным крабом».
— Приступая к изготовлению, мы опасались, что они в какой-то степени ударят по объёмам обычных крабовых палочек, – рассказывает генеральный директор ОАО «КВЭН» Евгений МОРГУНКОВ. – Опасения, к счастью, не оправдались. «Снежный» и «Суперснежный краб» сразу же пришлись по душе потребителю, поэтому их объёмы продолжают расти параллельно с выпуском палочек. На 17-й специализированной выставке-ярмарке «Приморские продукты питания» обе новинки за высокое качество отмечены жюри дипломом Гран-при. «Снежный краб» и рыбная колбаса «Тихоокеанская» признаны победителями регионального конкурса «100 лучших товаров Приморья». С ними производители вышли и на федеральный конкурс «100 лучших товаров России», где стали лауреатами и дипломантами.
Две недели назад квэновцы отправили в Японию и США все виды рыбных колбас, а также «Снежный» и «Суперснежный краб», чтобы получить независимую оценку заграничных коллег. Продукция побывала в Датч Харборе (США), Токио и Йокогаме и была оценена вне конкурса. Прежде всего потому, что «Снежный» и «Суперснежный» краб изготавливаются строго по японским рецептуре и технологии на линии их же производства. Что касается рыбных колбас, они также заслужили самую высокую оценку японских и американских технологов. Кстати, разработкой их рецептур занимается главный технолог ОАО «КВЭН» Ирина САЗОНОВА, которая трудится на предприятии с момента основания.
Это лучшее доказательство, что отечественные специалисты всё-таки могут делать деликатесную продукцию мировых стандартов и свободно конкурировать с ведущими странами. Тем не менее компания не собирается экспортировать колбасу и палочки на азиатский рынок в ближайшее время. В первую очередь намерены удовлетворить потребности нашего региона и страны в целом. В настоящее время примерно 85 процентов продукции из года в год потребляет Приморский край, остальное отправляется на Камчатку, Сахалин, в Хабаровский край, Амурскую область и Сибирь.
Качество – превыше всего
Продукция ОАО «КВЭН» по независимым оценкам считается одной из лучших в стране. И это неудивительно, ведь главным принципом производственной идеологии группы компаний «Синергия» является выпуск только качественных и натуральных продуктов питания, соответствующих высшим мировым стандартам.
Американские и японские партнёры «КВЭНа», бывающие в Находке с рабочим визитом, частенько берут нашу продукцию, чтобы представить в виде образца другим производителям рыбных изделий из фарша сурими. Вопросы качества в «КВЭНе» поставлены очень серьёзно. Здесь поддерживаются высокие производственная и технологическая дисциплины. Кроме собственной производственной лаборатории, сырьё и готовая продукция дополнительно проверяются на предмет соответствия ещё и в федеральных лабораториях. Всё это в целом помогает производителям на протяжении многих лет оставаться бесспорными лидерами качества в России как по изготовлению крабовых палочек, так и рыбных колбас и полуфабрикатов из фарша сурими.
К сожалению, некоторые производители стремятся всячески удешевить свою продукцию, злоупотребляя различными добавками или применяя некачественное сырье. Особенно этим грешат некоторые китайские фирмы. В их крабовых палочках очень мало настоящего фарша сурими, а вместо него используется соевый белок, который зачастую производится из генетически модифицированной сои. Кроме того, в импортных крабовых палочках много крахмала и других ингредиентов, которые вместе с себестоимостью сильно снижают и полезность готового продукта. Именно поэтому специалисты советуют приобретать продукцию «КВЭНа», которая хоть и дороже, но гораздо полезнее и вкуснее. Кстати, в прошлом году их изделия получили от губернатора Амурской области Олега КОЖЕМЯКО две золотые медали за высокое качество как победители конкурсов. А в целом наград и дипломов уже не вмещает стена в кабинете директора ОАО «КВЭН».
Ассортимент – дело не последнее
Производители продолжают работать над увеличением ассортимента продукции. В нынешнем году намеревались начать выпуск фаршированных крабовых палочек, но не в ущерб обычным, спрос на которые уже вырос до уровня, когда приходится работать, как говорится, практически с колёс.
На перспективу компания планирует закупить новое импортное технологическое оборудование для изготовления рыбных полуфабрикатов «Камабоко» по японской рецептуре. В Стране восходящего солнца эти изделия настолько популярны, что занимают примерно 90 процентов от объёмов продукции, выпускаемой из фарша сурими. Параллельно технологи работают над рецептурами новых наименований, чтобы ещё больше использовать потенциал уже имеющихся линий. В планах – убедить акционеров приобрести технологическое оборудование по изготовлению абсолютно новых для нашего потребителя изделий из морепродуктов и таким образом ещё больше повернуть россиян к потреблению продукции из даров моря. Ведь многие ведущие державы мира на праздничных столах по-прежнему отводят центральное место рыбным блюдам.
— Сегодня на производстве занято 120 человек, – сообщил Евгений МОРГУНКОВ. – Многие из них, как, например, старший кладовщик Людмила ДУРАЧЕНКО, работают со дня основания. Часть специалистов трудится здесь более 10 лет. Как воспринимается юбилей? 20 лет – период, когда закончились годы юношества и мы вступаем в фазу зрелости. К этому времени набрались опыта, сформировался трудоспособный и сплочённый коллектив, умеющий решать поставленные акционерами задачи.
За минувшие годы научились приспосабливаться к новым экономическим и технологическим ситуациям. Ещё раз убедились в том, что не бывает быстрых и лёгких побед. Чтобы достигнуть каких-то результатов, надо хорошенько потрудиться, и, может, не один год. И мы рады, что этих побед становится всё больше. Они приносят не только экономический эффект компании, но и моральное удовлетворение людям. На будущий год намерены поднять планку для себя ещё выше. Я всегда говорил и говорю – наши специалисты не хуже иностранных и запросто могут конкурировать с коллегами любых стран. В планах производства – облегчить труд рабочих, установив дополнительные транспортёры, чтобы ещё более автоматизировать технологическую линию. Ведём переговоры с японскими фирмами о механизации некоторых технологических операций. Реализация этих задумок не приведёт к высвобождению рабочих мест, но значительно облегчит труд специалистов.
Владимир ПАНТЮХОВУважаемые коллеги, партнёры!
Поздравляю всех с юбилеем!
Искренне благодарю трудовой коллектив за взаимопонимание и поддержку. Желаю дальнейших трудовых успехов и семейного благополучия. Благодарю партнеров, в частности, ОАО «Находкинскую БАМР» и другие компании, много лет поставляющие необходимые сырьевые компоненты для нашего производства, администрацию Приморского края и Находкинского городского округа, Уссурийскую производственную лабораторию, ЗАО «Родимая сторонка», нашего эксклюзивного дистрибьютора. Успех предприятия – наше общее дело. Счастья вам, добра, процветания и стабильности!
Евгений МОРГУНКОВ,
генеральный директор ОАО «КВЭН»