В советские времена судоремонтная база Приморья была одной из самых мощных в Союзе. За последние два с небольшим десятка лет отрасль оказалась в тяжелейшем состоянии: судоремонтные заводы пришли в упадок, а судовладельцы всё больше стали отдавать предпочтение ремонту флота за границей. В нелёгком экономическом состоянии оказался и Гайдамакский судоремонтный завод. Последние семь-восемь лет здесь значительно упали объёмы судоремонта, снизилась и зарплата. Многие высококлассные специалисты по этой причине были вынуждены покинуть предприятие в поисках лучшей доли.
Три года назад Ливадийский ремонтно-строительный завод (правопреемник Гайдамакского СРЗ) обрёл нового владельца, который занялся реанимацией производства. В каком состоянии сегодня находится завод и какими мощностями располагает? Об этом рассказал генеральный директор ООО «Ливадийский ремонтно-судостроительный завод» Юрий БАДОДИН.
— Предприятие находилось в удручающем состоянии. На начальном этапе была проделана большая работа по восстановлению основного производства. Советское технологическое оборудование надёжное, поэтому силами службы главного инженера полностью восстановили его и включили в работу. Запустили поперечный гребенчатый слип «Абус» с шестью наклонными путями, способный поднимать суда водоизмещением до 900 тонн. Для электроцеха приобрели современный балансировочный станок с программным управлением по восстановлению роторов электродвигателей и крылаток с высокой точностью ремонта, что является неотъемлемой частью технологического процесса. С помощью таких уникальных станков сегодня в стране балансируются роторы электродвигателей и турбин самолётов. Закупили три современных винтовых компрессора производства Германии, работающие по энергосберегающей технологии, новые гильотины, магнитные устройства для работы с листовой сталью.
Полгода назад, узнав о том, что БАМР намерен продать док подъёмной силой 8,5 тысячи тонн, приобрели его для нужд завода. Его техническое состояние оказалось лучшим среди доков подобного типа. У ПМП выкупили плавмастерскую, которая теперь вместе с плавдоком составляет единый производственный комплекс. На их основе будет организовано второе судоремонтное производство в Находке. В настоящее время оно готовится к вводу в эксплуатацию. Благодаря такому оснащению завод сегодня может ремонтировать БАТМы, БМРТ и танкеры.
По всей длине причальных стенок восстановили электрощиты и линию подачи сжатого воздуха. Намерены пополнить парк токарных станков и существенно обновить инструментальную. Закупили современное немецкое технологическое оборудование для пескоструйной очистки корпусов судов от коррозии и ракушек. Планируем в ближайшее время приобрести станки плазменной резки металла. На блоке цехов отремонтировали крышу, во многих зданиях заменили деревянные окна на пластиковые, частично отремонтировали сантехнику. Это потребовало огромных вложений. Но главное — завод ожил и теперь может выполнять поставленные перед нами задачи.
— Из каких участков сегодня состоит он?
— Из двух основных цехов — корпусно-докового и электромеханического. В крае сегодня мало осталось судоремонтных предприятий — Находкинский, Славянский, Приморский, Подъяпольский, небольшой завод функционирует в Преображении. Однако делать комплексный ремонт рыбацкого флота по всем направлениям, не привлекая сторонних исполнителей, сегодня способно только наше предприятие. Впервые за последние годы ливадийские судоремонтники стали браться за такие сложные заказы, как восстановление бронзовых винтов и др.
— Какой флот можете ремонтировать?
— Средние и малотоннажные рыбопромышленные суда, буксиры портофлота. Завод лицензирован по международной системе менеджмента качества ISO 9001-2011, что позволило получить лицензию на работу с пограничными сторожевыми кораблями и вспомогательными судами Тихоокеанского флота. В ближайшие дни к стенкам завода начнут подходить первые ПСКРы, на которых объёмы судоремонта значительно больше, нежели на рыболовецких судах. А в целом предприятие прошло одобрение Российского морского регистра судоходства и Российского речного регистра и получило регистрационное свидетельство на ремонт и строительство судов.
Активно участвуем в различных государственных конкурсах по ремонту спасательного и научно-исследовательского флота ДВО РАН, буксиров Росморпорта, оказываем межрейсовые услуги танкерам водоизмещением до пяти тысяч тонн. Открыли участок по сервисному обслуживанию и установке судовых дизелей марки «Камминз». За три года этими услугами воспользовались пять СТРов, на каждом из которых поменяли по три дизеля. Также ремонтируем судовые дизели марки «Катерпиллар», «Ниигата» и др. Пригласили на работу специалистов для восстановления рефрижераторных систем, чего на заводе не делалось несколько лет.
География заказчиков — от Находки до Камчатки. По отношению к нашим ресурсам завод загружен на 90 процентов. Но производственные мощности постоянно увеличиваются, меняется и процент загрузки. Сегодня одновременно можем ремонтировать до 18 единиц флота.
— Юрий Анатольевич, с приходом новой команды на заводе возобновилось строительство флота. Что удалось сделать?
— В корпусном цехе выделили отдельную бригаду, которая и занялась решением этих вопросов. По заказу ФГУ «Управление эксплуатации Зейского водохранилища» в течение трёх месяцев строим двухвинтовой буксирный катер. Проект для него разработало нижегородское конструкторское бюро. Корпусные работы буксира практически сделаны, сейчас идёт оснащение навигационным и другим оборудованием. Планируется, что в конце мая будущего года судно будет передано заказчику. В проработке строительство ещё двух аналогичных буксиров для других водохранилищ. В штате появились три собственных конструктора. Последние девять лет ничего подобного на заводе не делалось.
— Где находите кадры?
— Начинали работать с 80 сотрудниками, сегодня на заводе занято уже 350 человек. Если первое время до 90 процентов коллектива составляли контрагенты, так называемые «дикие бригады», сегодня стараемся обходиться своими силами. Остаются те, кому интересно производство и кто хочет добросовестно работать. Впервые за последние годы на завод потянулась молодёжь: рабочие, технологи, мастера, менеджеры проектов. Порой для нас лучше взять человека на работу без опыта, но с энтузиазмом и научить его делу. Если это руководящий состав — в обязательном порядке обеспечиваем их рабочим местом с компьютером, рабочим предоставляем спецодежду, необходимые инструменты или оборудование, стараемся создать для них все условия для хорошей производительности труда.
Приобрели автобус для доставки людей на работу и обратно из Находки и других населённых пунктов. Обеспечиваем всех бесплатными завтраками и обедами, иногородним предоставляем общежитие. Некоторые молодые специалисты устроились на завод из Владивостока, Уссурийска, Большого Камня и Находки. Обстановка на предприятии стабилизировалась, а у трудового коллектива появилась уверенность в завтрашнем дне.
Основной задачей на ближайший год считаем внедрение информационной системы управления судоремонтом, которая позволит ежедневно видеть работу каждого сотрудника и звена, эффективность выполнения заданий, сравнивать планы с фактическим выполнением заказов, где на первое место будет ставиться достойное вознаграждение за труд.
Записал Владимир ПАНТЮХОВ