И в 103 года с оптимизмом

Когда разговор зашёл о возрасте, моя героиня сказала — 14 марта наступающего года ей исполнится 104 года. Родилась при императоре Николае II. Ей было семь лет, когда свершилась Великая Октябрьская революция, 31 год – когда началась Великая Отечественная война… Труженица тыла, жена фронтовика, дошедшего до Берлина, мать троих сыновей – наша современница Евдокия Михайловна ЛУХАНИНА.

Через несколько дней за новогодним столом в просторной квартире в доме на улице Фрунзе, что находится в Северном микрорайоне, соберутся представители нескольких поколений ЛУХАНИНЫХ. И удивительно, что моя героиня, небольшого росточка, седая, худенькая женщина, – родоначальница этой многочисленной семьи, сумевшая в основном в одиночку (мужа не стало в 1954 году) вырастить и воспитать сыновей. «А разве таких российских женщин мало?» – могут мне возразить. Да, много, только далеко не о каждой так нежно заботятся сыновья.

В семье старшего, Анатолия Фёдоровича, она живёт вот уже без малого полсотни лет. У среднего, Виктора, в посёлке Золотари любит погостить, особенно в летнюю пору.

— Цветы кругом, огород, дом красивый, – с удовольствием рассказывает она. – Мне всё по душе – и забота, и внимание. Поживу несколько дней, вроде всё хорошо, а тянет домой.

Очень трогательно отзывается об отношениях мамы и младшего брата, который живёт в Санкт-Петербурге, но почти каждый год бывает в Находке, Анатолий Фёдорович:

— Саша маму за ручку водит, не отходит от неё, когда приезжает.

— Младшенький мой красивым удался, представительным. Три года назад беда у него случилась – потерял супругу. Советую: мол, жениться тебе надо, плохо одному, но он никак не забудет жену, любил очень…

По словам старшей невестки, Раисы Петровны, все трое братьев – хорошие семьянины. Через два года у них с Анатолием Фёдоровичем будет золотая свадьба. Вырастили дочь и сына, оба живут в Находке. Раиса Петровна работала нянечкой в детсаду, а муж по профессии столяр и плотник.

Мы приехали в Находку в 93-м году из Баку после известных трагических событий, – рассказывает Анатолий Фёдорович. – Пригласил нас сюда Виктор, в семье которого мы первое время жили. Имея статус беженцев, хотели было построить дом, но затея оказалась не по карману. Эту квартиру помогли нам приобрести брат и наши дети.

Вопрос, как живётся Евдокии Михайловне, можно было и не задавать. Несмотря на трёхзначное число возраста, утреннее недомогание – давление подскочило, она выглядела довольно бодро и даже спела озорную песню про казака. Как сказал сын, мама родом с Кубани, насколько помнит, всегда трудилась на производстве, долгое время работала компрессорщиком на заводе, а затем – на мукомольном комбинате. Всегда любила петь, особенно частушки. А ещё готовила отменные борщи и пекла пироги. Сейчас за ней особого ухода не требуется, старается всё делать сама, даже палочку иной раз отбрасывает, мол, молодая ещё, аппетит хороший…

У Евдокии Михайловны отдельная комната – солнечная, уютная. На стене – большой её портрет и фотоснимки мужа, сыновей, внуков…

— Не трудно ли было уживаться со свекровью? – спросила Раису Петровну.

— Мы вместе уже так много лет, давно стали родными, – ответила она. – Характер у мамы покладистый, унывать не любит, умеет радоваться даже мелочам, оптимистка по натуре. Такой человек никогда не будет в тягость. Хочется, чтобы пожила подольше…

Ольга ЧИКИЛЬДИНА
Запись опубликована в рубрике Твои люди, Находка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.