Восточно-Уральский терминал — одно из ведущих и, пожалуй, самое технологичное из 11 находкинских предприятий, специализирующихся на перевалке твёрдого топлива в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. 25 ноября прошлого года компания перевалила через производственные мощности первый за свою историю миллион тонн угля. Таких показателей она достигла впервые за два года работы с твёрдым топливом. Какие планы ставит перед собой коллектив на нынешний год? Этот вопрос мы адресовали генеральному директору ООО «ВУТ» Сергею ВОСТРИКОВУ.
— Выйти на проектную мощность терминала и переработать как минимум 2,5 миллиона тонн угля. Задача непростая, её решение зависит от многих факторов: чёткого соблюдения графика отгрузки шахтёрами и следования поездов с грузом в пути, соблюдения сроков перегрузки из вагонов на суда, потребности на рынке сбыта. Если хоть одно звено из этой цепочки начинает давать сбои, это сразу же сказывается на всех участниках производственного процесса. Мы настроены оптимистично. Есть надёжная основа — современные технологии, спецтехника, наработан определённый опыт, на терминале трудятся лучшие, на мой взгляд, докеры-механизаторы в крае. Коллектив дружный, работоспособный, способный выполнить поставленную задачу.
Из основных поставщиков твёрдого топлива с двумя заключены долгосрочные контракты с объёмами, превышающими два миллиона тонн в год. Есть несколько краткосрочных контрактов. Новый год начали с хорошими темпами. Так, при среднесуточной норме выгрузки 80 вагонов делаем 100-110. За первую декаду января выполнили месячный план, а с начала года уже отгружено морем 180 тысяч тонн угля. К предстоящей весне суточную норму выгрузки намерены увеличить вдвое и по результатам первого полугодия выйти на объёмы перевалки прошлого года.
— Как складываются отношения с партнёрами?
— Налажены крепкие отношения с железнодорожниками. К примеру, в январе перебоев с подачей вагонов не было, благодаря чему удалось перевыполнить среднесуточную норму выгрузки и отгрузки угля на морские суда. Усилены бригады по зачистке вагонов, к выполнению технологических операций привлечены ранее не задействованные на терминале механизмы. В зимнее время уголь по пути замерзает и его просто так не выгрузишь из вагонов. Задействованы грейферные манипуляторы, на которых установлены специальные бурорыхлительные механизмы, виброустановки вагоноразгрузочной галереи, применяемые когда-то для разгрузки минеральных удобрений. Понимание двух сторон и слаженная работа дают положительные результаты.
— Сергей Михайлович, куда уходит основной поток российского угля?
— В страны Юго-Восточной Азии. Пока мы стабильно работаем по трём основным направлениям: Китай, Республика Корея и Япония. Китай на сегодняшний день является основным потребителем, на долю которого приходится примерно 70 процентов всех наших объёмов, около 20 % забирает Корея, 10% — Япония. Вообще Китай традиционно импортирует очень много угля, и не только с целью удовлетворения своих потребностей, но и перепродажи его в другие страны, в частности, в Индонезию и Филиппины.
Корея и Япония за 13 лет работы Восточно-Уральского терминала на международном рынке хорошо знали наше предприятие как экспортёра минеральных удобрений. А вот как к поставщику твёрдого топлива всё ещё продолжают присматриваться. Хотя крупные энергетические компании этих стран уже заключили с нами прямые договора поставок. В целом же потребности стран Азиатско-Тихоокеанского региона в твёрдом топливе из года в год постоянно растут.
— С чем это связано?
— Причин несколько. Во многих странах Юго-Восточной Азии за последние годы произошёл серьёзный скачок в объёмах производства металлургической промышленности, где в технологических целях используется в основном твёрдое топливо. Марки каменного угля, которые экспортируются через мощности нашего терминала в АТР, считаются конкурентоспособными на мировом рынке. И не только по своим энергетическим параметрам, но и по качеству, к которому особенно японцы предъявляют очень высокие требования.
В Японии существует перечень определённых стандартов, согласно которым импортируемый уголь должен быть не только высокоэнергетических марок, но и без посторонних примесей, предметов и, что не менее важно, необходимой фракции. Не секрет, из российских разрезов он приходит зачастую «грязным»: в нём можно обнаружить куски катаной проволоки, гвозди, ломы, кувалды, камни и пр. Поэтому на терминале организовано несколько степеней очистки груза, включая магнитную сепарацию. В прошлом году провели реконструкцию железнодорожного хозяйства.
— На рынке Находки работает 11 углеперевалочных компаний. Ощущается ли конкуренция?
— Среди стивидорных компаний её нет. Работы в этом направлении много и её хватит для всех предприятий. У Восточно-Уральского терминала имеется глубоководный причал, способный принимать под погрузку суда дедвейтом до 50 тысяч тонн. Есть немало угольных компаний, которые не только хотят работать с нами, но и увеличить объёмы в два-три раза. Сегодня сложилась такая тенденция на рынке труда, когда уже не стивидорные компании ищут тех, у кого взять уголь, а наоборот, шахтёры — кому бы поставить свой груз.
— Сергей Михайлович, характерна ли для вас кадровая проблема?
— Коллектив стабильный, способный решать любые производственные задачи. Персонал проходит профобучение, переаттестацию, чтобы люди были не только профессионалами своего дела, но и специалистами широкого профиля, обеспечивающими полную взаимозаменяемость. Например, тот факт, что у предприятия самая низкая повреждаемость вагонов, подтверждает профессиональные навыки докеров. И если раньше некоторые работники ВУТ, получив определённые навыки в перевалке угля, могли уйти в другие компании, сегодня этого нет. У каждого — достойная зарплата, и с ростом объёмов перевалки она только растёт. Соблюдаются все социальные гарантии. В дополнение к ежемесячной ввели ежеквартальную премию сотрудникам терминала, которая стимулирует хорошую работу. Приходит молодёжь, чтобы чему-то научиться, ребята ищут лучшей доли и остаются у нас. Это радует.
— Тема экологической безопасности актуальности в городе не теряет. Как обеспечивается она у вас?
— Все ранее существовавшие замечания по экологии были устранены нами полностью и в срок. Установили дополнительные фильтры, улучшили систему работы очистных сооружений, полностью обновили комнату обеспыливания рабочей одежды, для которой закупили и установили новые стиральные машины. Регулярно проводим реконструкцию основного производства. Уголь перерабатывается не открытым способом, а по крытым конвейерным линиям уходит сначала на судопогрузочную машину, затем через специальные закрытые рукава подаётся в трюм судна. При такой технологической цепочке выброс пыли в окружающую среду практически отсутствует. Планируем в ближайшее время приобрести снежные пушки для углеподавления в зимний период и орошающие установки для этих же целей в летний период. А в целом технология производства такова, что примерно 160 тысяч тонн угля, или примерно две трети наших объёмов, постоянно находятся в крытых складах, где мер по углеподавлению не требуется. Администрация городского округа неоднократно награждала терминал дипломами и почётными грамотами за высокий экологический уровень производства и охрану труда.
— Что в планах на ближайшее время?
— За минувший год заметно продвинули вопросы реконструкции и технического перевооружения терминала. Приобрели новый 45-местный автобус для доставки сотрудников на производство и с работы. Провели текущие ремонты вагоноразгрузочной галереи, складских помещений, установили новые конвейерные ленты, выполнили капитальный ремонт судопогрузочных машин. В нынешнем году продолжим работы по обновлению железнодорожного хозяйства, планируем построить дополнительную ветку. Совершенствуем технологии перевалки угля, что позволит ещё увеличить среднесуточную норму выгрузки твёрдого топлива из вагонов и погрузку его на суда.
Одни из главных наших задач на ближайшее время — выполнить объёмы перевалки текущего года и приподнять планку на будущий, продолжить модернизацию терминала и реконструкцию железнодорожного хозяйства.
Беседу вёл Владимир ПАНТЮХОВ НА СНИМКЕ: Сергей ВОСТРИКОВ; водитель колёсного бульдозера Данил ПИСОЦКИЙ; зимой горы угля выше