Мост связи Азии с Европой

Не многим известно, что международные кабели связи, соединившие страны Юго-Восточной Азии с Европой, проходят именно через наш город. Обслуживают их сотрудники Береговой станции наземного вывода международных волоконно-оптических линий связи, расположенной в Находке. В нынешнем году исполняется 45 лет с момента ввода этого стратегического объекта в эксплуатацию и 25 лет с тех пор, как его возглавляет Сергей ГРЕБЕНЬ.

Около пяти лет назад здесь завершились колоссальные работы по прокладке подводной оптоволоконной линии из Находки в японский город Наоэцу, что вывело станцию на совершенно новый технический уровень. Реализация проекта позволила привлечь в последние годы дополнительные инвестиции в развитие отечественной инфраструктуры связи за счёт регулярного увеличения информационного трафика между Европой и Азией через территорию России. Рассказать подробнее об этом объекте и его возможностях мы попросили начальника станции Сергея ГРЕБЕНЯ.

— Сергей Иванович, давайте вспомним основные вехи становления станции и организации линии связи.

— В конце 60-х годов прошлого века, когда Находка являлась единственным городом в Приморском крае, где действовал погранично-визовый режим, Министерством связи СССР и Большим северным телеграфным обществом (Дания) было принято решение о строительстве здесь переприёмной станции связи по международной системе ЯСЕ (Япония-СССР-Европа). Из японского города Наоэцу по морскому дну была проложена кабельная линия до бухты Отрада, отсюда через нашу станцию до Москвы и далее в Европу кабель пошёл наземным способом.

Это был пилотный проект советского периода. Система связи включала в себя 120 каналов тональной частоты, и этой ёмкости на то время было вполне достаточно. С развитием века технологий построенная система связи морально и физически устарела, в результате станция претерпела на своём пути развития несколько модернизаций. Так, в 1994 году по обоюдному согласию с японской компанией связи KDD и Министерства связи развернулось строительство на тот момент самой современной оптоволоконной линии РЯК (Россия-Япония-Корея). Подводный кабель соединил Находку с городами Наоэцу и Пусан.

Вновь построенная цифровая магистраль имела пропускную способность 592 мегабита в секунду, или 4625 каналов тональной частоты. К этому времени ОАО «Ростелеком» совместно с датской фирмой GN проложило по дну Балтийского моря волоконно-оптическую линию через город Кингисепп на Копенгаген и далее на Европу. Международные операторы связи почувствовали качество и надежность связей, предоставляемых «Ростелекомом» по короткому пути через территорию России.

Через десять лет эксплуатации пропускная способность линии была на грани заполнения. Поэтому «Ростелеком» совместно со своим давним японским партнером — фирмой KDDI (образовавшейся в результате слияния нескольких компаний) — в 2008 году построил и запустил в эксплуатацию двухсегментную подводную волоконно-оптическую линию связи Россия –Япония (RJCN). Образно говоря, это громадная информационная труба, заполненная лямбдами (каналами связи), пропускная способность которой составила 1,28 терабит/сек., или один миллион каналов тональной частоты. Её возможности во много раз превышают прежнюю линию. Ещё одно преимущество новой магистрали в том, что на ней применена система резервирования 1+1, то есть в случае возможного повреждения одного из сегментов линии весь информационный трафик автоматически переключается на второй, резервный. Причём это происходит настолько быстро, что пользователь даже не успевает заметить случившейся на объекте связи неисправности. Подобная система резервирования действует по магистральной сети «Ростелеком» до самой Европы.

Заполнение линии информацией и наращивание лямбд осуществляются пусковыми комплексами ВТМ ТЕА (высокоскоростная транспортная магистраль «Транзит Европа-Азия»). Реализация проектов пусковых комплексов на нашей станции проводится каждый год. Зарубежные и отечественные операторы международной связи уже отметили для себя, что ВТМ ТЕА проходит по кратчайшему пути и обеспечивает очень высокий коэффициент действия связи.

До этого многие из них осуществляли переговоры, банковские и другие деловые операции по линии, которая проходит через Индийский и Атлантический океаны, Средиземное море. А после реконструкции нашей линии большинство операторов с удовольствием переключились на неё. Пример тому — запуск пускового комплекса в конце прошлого года, соединивший Японию с Китаем, а в этом году уже начаты работы по предварительной проработке проекта очередного комплекса.

— Проект строительства линии по дну моря весьма сложный. Какие компании участвовали в его реализации, какие привлекались технологии, агрегаты, плавсредства?

— По обоюдному согласию японской и российской сторон

главным подрядчиком прокладки линии по морскому дну и поставки оборудования связи была назначена японская компания NEC. После проведения изыскательских работ и разработки проекта в три этапа началось строительство магистрали. Первый включал в себя прокладку оптоволоконного кабеля по суше от нашей станции до бухты Отрада. Эти работы провела подрядная организация СМУ-4 «Дальсвязьстрой». Второй — выход кабеля от берега на акваторию залива Восток, где работы выполнила московская подрядная организация «Подводтехстрой».

Для заглубления кабеля в дно бухты Отрада была использована специальная установка горизонтально направленного бурения, работа которой признана эффективной и экологически чистой, не оставляющей после себя практически никаких нарушений грунта берега и дна. Для выполнения третьего — прокладка кабеля по дну моря — по сути самого сложного этапа привлекалось специализированное судно КDDI Pacific Link, на борту которого имеются самые совершенные на сегодняшний день специальные агрегаты и приспособления, включая робот Marcas-3 и кабелеукладчик Plow-2, с помощью которых кабель связи был углублен в морское дно на два метра.

Трасса прохождения кабелей по дну моря была выбрана так, чтобы обойти все подводные хребты и препятствия, где могли бы «зависнуть» кабели. Это снизило вероятность повреждений. Протяжённость первого сегмента кабельной линии составила 909 километров, второго — 894 км.

— Линия Наоэцу-Пусан-Находка через тринадцать лет после ввода в эксплуатацию была закрыта. Что с ней было дальше? Значит ли это, что такие подводные объекты связи оставляются прежними владельцами, как говорится, на произвол судьбы?

Конечно, нет. Если кабели имеют физический износ, то они извлекаются с морского дна и утилизируются. Что касается выведенной из эксплуатации морской линии РЯК, то кабель и по сей день находится в отличном состоянии, но служит уже не для связи, а выполнения научных программ по изучению земной коры Тихоокеанским институтом Дальневосточного отделения Российской академии наук, которому эта линия была передана в собственность.

— Сергей Иванович, сколько человек обслуживает это подразделение?

— Вопреки своему названию Береговая станция наземного вывода расположена не на берегу моря, а на территории города. Сюда заведено множество кабелей связи разного назначения. Технологическое оборудование и электропитающие устройства обслуживают всего пять человек — грамотные инженеры, владеющие английским языком. Кабельные линии на закрепленном участке находятся в ведении линейной бригады из пятнадцати человек, в обязанности которой входит предотвращение возможных повреждений кабеля и в максимально короткие сроки восстановление возможного повреждения.

Для этого электромонтеры обозначают трассу прохождения магистрали специальными информирующими знаками, очищают её от кустарника, восстанавливают размывы кабеля. Три инспектора проводят комплекс охранно-предупредительных мероприятий с предприятиями, выполняющими в черте магистралей какие-то земляные работы, а также владельцами земельных участков, по которым проходят трасса кабеля, объезды, пешие обходы трасс.

«Ростелеком» имеет три подобные действующие береговые станции подводных линий связи — в Находке, на Черноморском побережье и Балтике. Наша — старейшая из них.

— Станция береговой связи — объект государственной важности. Какие существуют меры безопасности для сохранения от повреждений подводных и наземных кабельных линий?

— Для предотвращения повреждений кабелей в море сразу после прокладки кабелей информация о координатах их прохождения была опубликована в «Извещениях мореплавателям» и нанесена на морские карты и лоции. В прибрежной полосе на берегу бухты Отрада установлены специальные створные знаки, обозначающие линию прохождение кабеля в заливе Восток. Судоводители знают, что в этом месте запрещаются якорные стоянки и промысел рыбы придонным способом.

Трассы кабелей, проложенных по суше, обозначаются специальными информационными знаками желтого цвета. Они определяют охранную зону кабеля, в которой нельзя без присутствия нашего представителя проводить любого вида земляные и строительные работы. На знаке также указан адрес и телефон предприятия связи, обслуживающего данную линию.

Если граждане или предприятия пытаются проводить работы «партизанским» методом, без вызова нашего представителя, и допускают повреждения кабелей, то мы встречаемся с ними в зале суда, поскольку нашему предприятию и государству наносится существенный ущерб. А если земельные работы проводились в охранной зоне кабелей и повреждение магистрали не произошло, то встречаться приходится в комиссии по административным нарушениям.

Поэтому всем производителям земельных работ рекомендуем оформлять соответствующие бумаги в управлении архитектуры администрации округа. Многие по-прежнему думают, что кабель связи не опасен для жизни людей в отличие от электрического. Хочу разочаровать. По нему проходит очень высокое напряжение дистанционного питания усилителей, лежащих на морском дне. И оно опасно для жизни.

Записал Владимир ПАНТЮХОВ
На снимках: Сергей ГРЕБЕНЬ; Инженер электросвязи Светлана КОЛЕСНИКОВА во время проверки сигнализации на стойке транспортной сети
Запись опубликована в рубрике Наш город. Добавьте в закладки постоянную ссылку.