900 дней веры

Детство блокаднице Людмиле Васильевне ГОЛЕЕВОЙ запомнилось ощущением страха. И сегодня живы воспоминания об обстрелах, бомбежках, холоде, голоде и смерти троих родных людей – двоих братьев и сестры. А еще память сохранила ощущение ВЕРЫ. Несмотря на страдания и ужасы войны, сомнений в победе не было.

— В начале войны отец ушел на фронт. С приближением фронта к городу началась эвакуация детей и стариков. В вагонах-теплушках нас повезли в Новгородскую область. По дороге составы и железную дорогу бомбили немцы, хотя на крышах вагонов белой краской было написано «Дети», — вспоминает Людмила Васильевна.

В эвакуации, в городе Боровичи, они прожили всего месяц. Затем и там стало опасно: с неба постоянно падала смерть. Мама забрала детей в Ленинград. Но вскоре начались ожесточенные бои на его подступах и первая страшная блокадная зима.

— В первые дни блокады разгромили «Бадаевские склады» с продовольствием. Наступил голод. Не было света, воды, тепла. Но на пути к Ленинграду фашистов встретили сотни рубежей, где они теряли солдат и боевую технику, где наши воины сражались до последнего патрона и вздоха, — вспоминает моя собеседница.

Ленинград стал фронтовым городом. На его заводах выпускали стрелковое оружие и боеприпасы, пушки и танки, ракетные установки, ремонтировали боевые машины и корабли.

— Начало блокады было особенно тяжелым. Круглые сутки мы вслушивались в вой сирен и звуки метронома, по сигналу «Воздушная тревога» бежали укрываться в бомбоубежище. Выборский район, где мы жили, бомбили очень часто, потому что он был промышленный. По продуктовым карточкам в день выдавали 125 г хлеба на человека. Было очень голодно. От довоенных запасов осталось немного столярного клея, олифы (тогда она была натуральной), обойной муки. Но мы быстро все это съели, – говорит она.

В декабре 1941-го от голода умер брат Людмилы Васильевны, ему было 11 лет. Мама и дети с трудом держались на ногах от истощения. Воды не было, за ней приходилось ходить за километр, а сил не осталось, поэтому топили снег. Освещались от керосинки на олифе, а чтобы обогреться, жгли мебель и книги, которых в доме было немало. 14-летний брат пошел работать на завод, ему выдавали 250 г хлеба в день, которым он делился с младшими детьми, и организм его не выдержал, он умер от дистрофии. В апреле 1942 года во время расчистки улиц от снега и разрушенных зданий от голода ушла из жизни старшая сестра.

— На всю жизнь запомнила, как на Новый год комсомольцы принесли по половинке плитки прессованного какао, это была огромная радость, – вспоминает блокадница.

Учились ребята в бомбоубежищах: в школах разместились госпитали. Однажды Людмиле в ногу попал осколок снаряда, рану обработали, забинтовали, а лечить было нечем, так и ходила с осколком до 1946 года, пока не прооперировали. Сейчас больная нога дает о себе знать.

Когда мама слегла от истощения, голодной Людмиле в лютые холода приходилось стоять в очередях, чтобы отоварить карточки, носить воду из проруби. В феврале 1942 года увеличили порцию хлеба до 250 граммов. Открыли пункты питания для ослабевших детей. А летом их увезли в пригород Ленинграда набираться сил.

— За городом ели щавель, корни одуванчика, зелень и ягоды. Когда вернулись, в школе кормили макаронами и крупами. К концу года благодаря Дороге жизни через Ладогу о голоде стали забывать. А вот от обстрелов и бомбежек спаслись только после снятия блокады 27 января 1944 года. Тогда весь город ликовал, — вспоминает Людмила Васильевна.

После снятия блокады школьники постоянно выходили на субботники – очищали город от последствий бомбежек и пожаров. В мае победного 45-го отец вернулся домой. Девушка окончила школу, затем — медицинский техникум и институт. Получила профессию врача-педиатра и по распределению приехала в Находку, где живет и сегодня. Здесь она встретила свою судьбу, родила двоих дочерей, которые сегодня живут в Санкт-Петербурге.

Людмила Васильевна трудилась до 78 лет врачом-педиатром в детской больнице, детским фтизиатром в противотуберкулезном диспансере. Награждена знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и юбилейными медалями.

Подготовила Раиса ЕФРЕМОВА, член совета общественной организации «Дети войны»
 

 

Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.