Всё начинается с семьи

Начальник управления образования Находкинского городского округа Наталья БОНДАРЕНКО провела пресс-конференцию для представителей местных и краевых СМИ. Она ответила почти на 20 вопросов журналистов, затронув самые разнообразные стороны такой большой и серьезной сферы, как образование, отношение к которому так или иначе имеет почти каждый житель Находки.

— Наталья Валерьевна, уже три года школы работают по новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Что нового они привнесли в учебный процесс?

— Это обычный образовательный процесс, который, по сути, не отличается от предыдущего. Сегодня стоит задача не только дать ребенку необходимый учебный материал, но и научить его самому находить информацию и работать с ней. Дополнительное образование, которое всегда было в школах, получило новое название «внеурочная деятельность». В 2010 году первыми начинали учиться по новым стандартам первоклассники трех школ — №№ 7, 9, 24. В этом учебном году по ФГОС обучаются 4895 учеников начальной школы.

С 1 января в дошкольных учреждениях началась работа по введению федерального государственного образовательного стандарта. Целью внедрения ФГОС у дошкольников является развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Именно в детском саду ребенок получает навыки общения, позитивной социализации, представление об окружающем мире. Но образовательный процесс в детском саду должен проходить в игровой форме, родители не должны ждать от воспитателей обучения детей грамоте и письму. Детский сад не должен заменять школу.

— А группы продленного дня для первоклассников входят в этот образовательный стандарт? Почему они стали платными?

— Существуют федеральные государственные стандарты, есть программа, которая включает в себя определенный перечень обязательных образовательных услуг, которые финансируются субъектом Федерации и должны предоставляться образовательным учреждением бесплатно. «Продленка» не входит в этот перечень.

— Расскажите, насколько успешен процесс перехода к школьной форме?

— Есть приказ департамента образования края, который утвердил единые требования к внешнему виду учеников. Школа должна решить — либо это будет дресс-код, либо форма. Все остальное в руках родителей и детей. Но, если в начальной школе дети ходят в форме, то в среднем звене и у старшеклассников, к сожалению, эта идея не прижилась. Как-либо наказывать за нарушение требований к школьной одежде мы не можем. Отсутствие формы — не основание, чтобы не допускать ребенка к учебе.

Думаю, речь нужно вести о дресс-коде, в котором есть ограничения по джинсам, декольте, высоким каблукам, спортивной одежде. В некоторых школах Владивостока еще до введения новых требований было заведено у старшеклассников ходить в костюмах. Смотрится очень здорово. Думаю, что находкинским педагогам нужно находить слова и объяснять ребятам, что красиво, а что нет. Само собой ничего не решится.

— Как работает программа «Сетевой город»?

— Программа зарекомендовала себя очень хорошо. С ее помощью можно без труда посмотреть статистику посещений в школах и детских садах. В день регистрируется почти две тысячи входов в систему. В основном это педагоги. Это естественно — они ставят оценки. Родители заглядывают не так активно, как хотелось бы. «Сетевой город» можно использовать, как площадку для общения, здесь есть различные форумы, объявления, информация о конкурсах внутри учреждений. Присутствует дошкольное и дополнительное образование. Некоторые школы используют дистанционное общение с учениками, которые не могут в какой-то период посещать уроки.

— А молодые специалисты-педагоги в школы и детские сады приходят?

— Да. Но многие очень быстро уходят, в том числе и в разгар учебного процесса. Не устраивает зарплата, а некоторые просто не готовы работать с детьми. В прошлом году уехало 30 процентов молодых специалистов. К сожалению, приходится признать, что в Уссурийский пединститут ДВФУ идут не самые сильные выпускники. Многие учителя не готовятся к урокам, не воспринимают критику, замечания. Это очень большая проблема.

— Говоря о педагогическом коллективе, нельзя не затронуть широко обсуждаемую тему. С чем связано сокращение работников дошкольного образования?

— С 1 января 2014 года финансирование дошкольного образования стало полномочиями субъекта Федерации. Если раньше зарплату всем педагогам детских садов платили за счет местного бюджета, то сейчас это происходит за счет субвенций, которые поступают из края. До 2014 года в наших дошкольных учреждениях было штатное расписание, составленное исходя из количества групп в каждом саду, их вида, наличия логопедических пунктов.

С 1 января детские сады перешли на подушевое финансирование, т.е. объем краевых средств рассчитывается из количества детей. Размер субвенций, выделенных краем, не позволяет руководителю учреждения сохранить штатную численность работников в том количестве, которое было до 2014 года. Руководитель учреждения, считая деньги, принимает непопулярные, но вынужденные решения о сокращении штатных единиц. Под удар попали логопеды, психологи, другие специалисты, не связанные напрямую с работой в группах. Как повлиять на ситуацию? Вносить изменения в краевые законы. Свои предложения мы уже направили в адрес департамента образования и науки администрации Приморского края и в краевое Законодательное собрание. Мы считаем, что должен быть отдельный норматив на логопедические группы и группы кратковременного пребывания, только дополнительное финансирование позволит нам сохранить логопедические группы и пункты в наших учреждениях. А их необходимость, на мой взгляд, очевидна. Надо бы идти вперед, а нас заставляют делать шаг назад.

— Правда ли, что детей в детсадах теперь не будут кормить ужином?

— Нет, ужин будет. Он только переносится на другое время — с 16 до 17 часов. Связано это с переходом садов на режим работы 10,5 час. и с тем, что на ужин остается мало детей и часть приготовленной еды приходится просто выбрасывать. А это — деньги родителей. Полагаю, что новый режим позволит нам более эффективно расходовать средства родителей и обеспечить полноценное питание. Установленный режим полностью соответствует требованиям СанПиН, интервал приема пищи не превысит четырех часов.

— Наталья Валерьевна, давайте вернемся к школьной теме. Нельзя не упомянуть недавнюю трагедию в Москве. Что, на ваш взгляд, обезопасит школу от подобных происшествий?

— Тревожные кнопки есть почти во всех школах. Но если бы они решали проблему! Охранники, как показал случай в Москве, тоже оказались бессильны. Они могут организовать какой-то пропускной режим, чтобы по школе не ходили посторонние, асоциальные личности. Неплоха система турникетов, но она не соответствует требованиям пожарной безопасности.

В школе должны быть нормально выстроены отношения между директором, руководителем охранного агентства и родителями, на средства которых, как правило, нанимается охрана. Иногда в сложных ситуациях от педагогов пользы больше, так как они лучше других знают своих детей. От повтора трагедии, которая произошла в московской школе, нас спасет только воспитание наших детей. Вспомните заповеди «не убий, не укради»…

— Должна ли эту воспитательную работу взять на себя школа? Или сегодня ее функции сведены только к обучению?

— Меня очень волнует, что в современной школе почти не решаются задачи воспитания. К сожалению, они в последнее время стали сводиться к проведению различных мероприятий и конкурсов. Но так быть не должно. Все зависит от педагогов. У хорошего учителя воспитание начинается словом «здравствуйте» и продолжается в течение всех уроков. От того, как мы общаемся с детьми, о чем с ними говорим, как делаем замечания и реагируем на их поступки, и складывается воспитание, общее уважение друг к другу. Придите в восьмую школу. Там все дети здороваются с незнакомым человеком. Это показатель работы педагогов. Вместе с тем воспитание – непрерывный процесс, поэтому нельзя сваливать его только на школу. Семья обязательно должна принимать непосредственное участие в этом процессе.

— Как вы считаете, нужны ли в школах психологи?

— Психологи должны быть, но, к сожалению, их очень мало. Во-первых, они нужны, чтобы поработать с детьми, которые придут в первый класс, ведь это большой стресс. Потом дети переходят учиться на среднюю ступень, и здесь помощь психолога для многих будет не лишней. А в старших классах такой специалист поможет ребятам определиться с выбором профессии. Конечно, работать надо не только с детьми, но и с родителями. Это очень важно, потому что все чаще дети социально не готовы к школе.

Многие родители сейчас стремятся дать своему ребенку набор знаний — чтение, письмо, рисование, языки, счет, а про отчество мамы или папы, где они работают, рассказать забывают. Детям не хватает обыкновенного общения. Они не социализированы. Вот это страшно. И так хочется сказать: «Родители, остановитесь! Время, когда вы нужны ребенку, проходит быстро. И у вас есть возможность быть услышанными. Не упустите ее!».

Подготовила Елена СТАСИНСКАЯ
Запись опубликована в рубрике Образование. Добавьте в закладки постоянную ссылку.