С 2014 года вместо аттестации рабочих мест необходимо проводить специальную оценку условий труда. В конце прошлого года принят федеральный закон «О специальной оценке условий труда». Согласно этому документу на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда, проводить которую, начиная с 2014 года, должны все без исключения работодатели. Соответствующие поправки внесены в Трудовой кодекс, где само понятие «аттестация рабочих мест» теперь отсутствует.
Определение специальной оценки условий труда и правила ее проведения установлены новым законом. Это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.
Обязанность по её проведению и финансированию лежит на работодателях. Предприниматели без наемного персонала не являются работодателями, поэтому спецоценку им проводить не нужно. Но как только в штате появится хотя бы один сотрудник, предпринимателю придется организовать специальную оценку вновь созданного рабочего места. В отношении условий труда надомников и тех, кто трудится удаленно, специальную оценку проводить не нужно.
Какие места подлежат специальной оценке
Ранее аттестацию назначали только в отношении мест, где использовался ручной инструмент, оборудование, механизмы, машины, установки, устройства, аппараты и транспортные средства и где присутствовали источники опасности. Для специальной оценки подобные ограничения не установлены. Другими словами, ее необходимо проводить независимо от наличия или отсутствия вышеперечисленных факторов.
Особого внимания заслуживают рабочие места офисных сотрудников. Никаких исключений для офиса в законе не сделано и спецоценку рабочих мест офисного персонала нужно проводить в обязательном порядке.
Периодичность проведения
По общему правилу специальную оценку необходимо проводить не реже, чем один раз в пять лет. Если же рабочее место было аттестовано, то результаты аттестации приравниваются к результатам спецоценки. После истечения пятилетнего срока с даты завершения последней аттестации ее результаты аннулируются, и работодатель должен провести спецоценку.
При этом предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана, то есть ранее вышеуказанного срока. Прежде всего, это ввод в эксплуатацию новых рабочих мест, изменение технологического процесса, состава применяемых материалов и прочие нововведения, которые способны повлиять на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов. Внеплановая спецоценка обязательна при несчастном случае на производстве или профзаболевании, причиной которых послужили вредные или опасные условия труда.
Порядок проведения
Работодатель должен создать комиссию, утвердить график и заключить гражданско-правовой договор со специализированной организацией. В Находке проведение специальной оценки возможно в автономном некоммерческом объединении «Приморский центр охраны труда», ул. Пирогова, 13, т. 69-86-61.
Эксперты исследуют рабочие места на наличие или отсутствие вредных и (или) опасных производственных факторов. Рабочие места, на которых подобные факторы не выявлены, заносятся в декларацию. Рабочие места, на которых выявлены вредные или опасные факторы, подвергаются испытаниям и измерениям.
По их итогам каждому рабочему месту присваивается класс условий труда. Всего таких классов четыре: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени.
По окончании проверки комиссия составляет отчет, куда включается ряд сведений. Далее работодатель в течение 30 календарных дней должен ознакомить с отчетом каждого работника под роспись.
Где используются результаты
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом. Для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда.
Ответственность за отказ от организации и проведения спецоценки
Если специальная оценка условий труда не проводилась, работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Сейчас санкция статьи предусматривает штраф для должностных лиц от 1 000 до 5 000 руб., для юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб. Возможен и другой вариант наказания – приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Начиная с 2015 года в случае отказа от спецоценки инспекторы станут применять новую норму, а именно – статью 5.27.1 КоАП РФ. Величина штрафа будет составлять для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей от 5 000 до 10 000 руб., для юридических лиц – от 60 000 до 80 000 руб. Предусмотрен и более мягкий вариант наказания – предупреждение.
Если нарушение будет совершено повторно, размер санкции увеличится и составит для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей от 30 000 до 40 000 руб., для юридических лиц – от 100 000 руб. до 200 000 руб. Вместо штрафа повторно провинившихся должностных лиц смогут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет, а деятельность ИП и организаций приостановить на срок до 90 суток.
Если же на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. А если вина будет доказана, руководителя привлекут к уголовной ответственности по статье 143 УК РФ.
Карина АНИКИНА, старший помощник прокурора города, юрист 2 класса