В прошлом году в результате реструктуризации системы профессионального образования в состав Находкинского государственного гуманитарно-политехнического колледжа, что на улице Дзержинского, вошли профессиональное училище № 31, расположенное на улице Пирогова, и здания ДВФУ в районе остановки «Тихоокеанской». Укрупнение в системе профессионального образования прошло по всей стране в рамках Федерального закона «Об образовании». Как это отразилось на стратегии учебного заведения и работе преподавательского состава? На этот и другие вопросы мы попросили ответить директора Находкинского государственного гуманитарно-политехнического колледжа Наталью ЮРКОВУ.
— В результате реорганизации колледж стал крупным многопрофильным образовательным учреждением, осуществляющим подготовку специалистов реального сектора экономики, так называемых «синих воротничков». Сегодня здесь готовят как специалистов-техников, так и рабочих разных направлений: водителей, автомехаников, газоэлектросварщиков, поваров, парикмахеров, электриков, машинистов насосных и компрессорных установок… Лицензировано 49 программ среднего профессионального образования, но в настоящее время обучение ведётся по 14 из них. Кроме того, лицензировано более 65 программ дополнительного образования, по которым готовятся вышеперечисленные специалисты и в которых город сегодня остро нуждается.
Естественно, возросла нагрузка на преподавательский состав, и увеличился их круг обязанностей. Сегодня в колледже обучается уже полторы тысячи студентов, включая слушателей курсов, которые время от времени проходят здесь переподготовку по тем либо иным специальностям, другие получают второе образование или обучаются на курсах повышения квалификации.
— Какие направления колледжа пользуются у нынешних выпускников школ особым спросом?
— Самыми авторитетными среди абитуриентов по-прежнему являются нефтегазовое и экономическое направления. В прошлом году на первом из них конкурс на одно место составил 2,5 человека. Это очень высокий процентный показатель. При учебном заведении создан ресурсный центр, где по трёхстороннему договору между Департаментом образования Приморского края, ЗАО «ВНХК» и НГГПК ведётся плановая подготовка специалистов для строящегося в районе Находки Восточного нефтехимического комплекса. Сегодня наш гуманитарный колледж уже можно смело назвать учреждением опережающего развития. Почему абитуриенты отдают предпочтение именно этим специальностям? Наверное, прежде всего потому, что видят в них хорошую перспективу. Не последнюю роль в их профориентации играют непосредственно родители, а также учителя школ, ну и, конечно, преподаватели колледжа.
На протяжении последних нескольких лет наблюдается повышенный спрос и на такие специальности экономического направления, как бухгалтеры, банковские работники, экономисты… Чтобы не перенасытить ими рынок, учебное заведение начало чередовать их подготовку: год выпускаем банкиров, год бухгалтеров, та же система действует и при обучении программистов и техников по компьютерным системам.
— Наталья Вячеславовна, насколько охотно сегодня идут ребята учиться в колледж на такие рабочие специальности, как плотник, каменщик, бетонщик, арматурщик, маляр..?
— Активность в этом направлении, как говорится, оставляет желать лучшего. Как-то мы попытались с помощью центра занятости населения Находки набрать из числа безработных граждан группу для обучения специальности бетонщика. Несмотря на наши общие усилия, сделать это в результате так и не удалось. В нынешнем году планируем сформировать группу для обучения плотницкому делу. Но и здесь шанс успеха маловероятен. К сожалению, престиж в выборе строительных специальностей среди абитуриентов не повышается. Многие, даже крупные строительные компании Находки сегодня переживают нелёгкое экономическое и финансовое положение. Отсутствие хороших заказов привело некоторые из них к кризису: на предприятиях стала задерживаться или существенно снижена зарплата, начались сокращения трудовых коллективов, бессрочные неоплачиваемые отпуска. Хочешь не хочешь, всё это находит отражение в выборе будущей рабочей профессии выпускниками школ.
Все строительные специальности у нас лицензированы, ежемесячно проводим день открытых дверей, за каждой общеобразовательной школой обязательно закреплён педагог, однако спрос, к примеру, на профессии арматурщика или бетонщика никак не растёт. Чтобы поднять престиж рабочих специальностей, в частности строительной отрасли, нужны прежде всего достойная заработная плата строителям, хорошо поставленные на производствах организация и охрана труда. Неплохо, если бы руководители, заинтересованные в подготовке молодёжи для своего производства, начали выплачивать персональные стипендии студентам, прибегли к другим методам стимулирования. Но этого, к сожалению, нет. Отсюда нехватка рабочих рук на рынке труда в строительной отрасли частично восполняется иностранными рабочими, преимущественно из Китая и Северной Кореи.
С другой стороны, колледж непрерывно готовит электрогазосварщиков. Спрос на эту специальность начал заметно расти после того, как обозначилась реализация в Находке сразу нескольких крупных проектов федерального масштаба. Немалую роль в увеличении её престижа сыграл и крупный заказ по изготовлению металлоконструкций на Находкинском судоремзаводе для строительства мостов через бухту Золотой Рог и на остров Русский. В настоящее время ребята получают в колледже хорошую теоретическую базу по этой профессии, оборудовано два цеха для проведения практических занятий. По окончании курса обучения в дополнение к основной специальности им выдаются корочки и по двум смежным профессиям — кузовному ремонту и основам предпринимательства.
— В городе также ощущается и нехватка токарей…
— Руководство колледжа намерено восполнить и этот пробел. Всё, необходимое для решения назревшей проблемы, есть — квалифицированный преподавательский состав и учебные аудитории. Недавно приобрели новый плоскошлифовальный станок за 2,5 миллиона рублей, с помощью которого полученную на лекциях теорию ребята начнут применять на практике. Осталось дело, как говорится, за малым — комплектацией группы.
В нынешнем году состоится первый выпуск группы электриков. Но за них руководство колледжа особо не переживает. Востребованность на эту рабочую специальность высокая, и ребята самостоятельно найдут свою нишу на рынке труда.
— Наравне с этим в колледже активно развивается сервисное направление по подготовке поваров и парикмахеров. Для учащихся этой специализации удалось ли подготовить хоть какую-то учебную базу?
— Для обучения практическим навыкам, к примеру, поваров при колледже создана хорошая производственная лаборатория, а после укрупнения у нас появилось сразу три собственных столовых, где они могут проходить производственную практику и набираться опыта для будущей работы. Решается вопрос и по парикмахерам.
— Более двух десятков лет в колледже ведётся обучение по педагогическому направлению. Какие здесь результаты?
— В первые годы работы пришлось доучивать студентов врангелевского педучилища, потому что это учебное заведение было упразднено. Затем на базе колледжа организовали подготовку по таким направлениям, как учителя начальных классов, воспитатели дошкольных учреждений и помощники воспитателя. С началом выплаты в России материнского капитала на новорожденных значительно возросла в стране рождаемость. Эта тенденция обозначилась и в нашем округе. Детские сады стали вновь заполняться ребятишками, а на рынке труда увеличился спрос на воспитателей и нянечек. Не считая очного обучения, только за последние три месяца в колледже прошли переподготовку 50 воспитателей детских садов и 85 детсадовских работников окончили курсы повышения квалификации.
— Сегодня многие из выпускников колледжа, получив на руки диплом об образовании, оказываются в затруднительном положении: практически все находкинские предприятия не желают трудоустраивать их, потому что у ребят нет опыта работы. Где же приобретать его, чтобы потом найти постоянную работу по профилю?
— Вопрос, конечно, сложный, но решаемый. Наши механики и водители находят работу гораздо быстрее, чем другие выпускники, потому что спрос на эти профессии в городе остаётся устойчивым. В группе автомехаников наравне с парнями учатся и девушки, которых охотно берут на работу продавцами-консультантами в автомагазины, на авторынки или авторазборки. Ребята же начинают свою трудовую карьеру в основном со слесарей где-нибудь в автоцентре «Фортуна» или автосалоне «Тойота-центр»… А вот программистам или экономистам, как показывает практика, трудоустроиться гораздо сложнее. Если где-то они и требуются, то только при условии опыта работы. Поэтому сегодня мы ориентируем наших студентов на то, чтобы уже после второго и третьего курсов на время летних каникул они старались подыскивать себе работу по специальности. Трудно найти компанию, готовую платить практиканту зарплату. Но, согласитесь, в жизни всегда приходится чем-то жертвовать. В данном случае необходимо пожертвовать своими силами и свободным временем. Чем бить баклуши всё лето, лучше быть где-нибудь при деле, хотя и неоплачиваемом. Но и здесь желательно зарекомендовать себя дисциплинированным и трудолюбивым. И, если где-то что-то не получается, не отчаиваться, не оставлять рабочее место, а попросить совета. Старшие всегда подскажут и научат.
Пока для молодых людей это один из возможных вариантов приобретения опыта и дальнейшего постоянного трудоустройства. Надо всегда помнить, что нынешняя жизнь очень сурова и, как молодой человек себя зарекомендует на производстве во время практики, так к нему будут относиться и потом, когда он придёт сюда с дипломом. Прошли те времена, когда с работниками нянькались на производстве, уговаривали, брали на поруки… Сегодня на первом плане у каждого предприятия стоит прибыль. А значит, ему нужны ответственные, добросовестные, трудолюбивые и грамотные сотрудники. Так что, ребята, делайте соответствующие выводы. Каждый человек — сам кузнец своего счастья.
Владимир ФЁДОРОВ