В поселке Лазо, где я родилась и выросла, было не принято говорить об участии в Великой Отечественной войне наших земляков, призванных на западный фронт из Лазовского района. Никогда не приглашали в школу ветеранов, не проводили с ними встречи. Все больше было разговоров и воспоминаний о боевых действиях с Японией. Мой отец Ефим Яковлевич ШЕСТЁРА, его братья и наши дальние родственники воевали здесь, а после войны продолжали службу в Приморье.
Выйдя на пенсию, я стала интересоваться своей родословной и нео-жиданно для себя обнаружила, что сотни лазовчан воевали с фашистской Германией. Большинство из них не вернулись домой, а многие из тех, кто вернулся, вскоре умерли от боевых ран. В одной из газет я однажды прочла, что в 1942 году все призывавшиеся из нашего района попали в 16-ю армию под командованием К.К. Рокоссовского и сразу же были отправлены под Сталинград. В августе они в составе полка двое суток сдерживали танки четвертой немецкой армии. Многих бойцов переломали гусеницы стальных машин, многих они заживо закатали в сталинградскую землю. После этого сражения в Лазовский район пришло 65 похоронок. Семья БУДЕСКО из села Кишиневка в течение войны получила их пять. А большинство семей так и не дождались никаких известий о своих мужьях и сыновьях. Это открытие потрясло меня до глубины души.
Под Сталинградом воевал и мой свекр Федор Корнеевич АНИЩЕНКО. На войну его призвали в июне 1942 года из станицы Милютинской Ростовской области. Он был в составе 4-го Украинского, 1-го Прибалтийского, 3-го Белорусского фронтов. Принимал участие в боях за освобождение Севастополя, Шауляя. Победу встретил в Кенигсберге. За боевые заслуги награжден орденом Славы III степени, орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Федор Корнеевич не любил вспоминать о войне. И своему маленькому сыну Анатолию сказал: «Живи, сынок, и радуйся жизни, чтобы тебе никогда не узнать, что такое война. Это очень страшно. Вот когда вырастешь, я расскажу тебе о ней. А сейчас ты меня не поймешь». Но рассказать сыну о войне ему так и не довелось…
Федор Корнеевич был очень уважаемым человеком, и носить фамилию АНИЩЕНКО считалось почетным. Каждый год 9 Мая мы достаем его ордена, наливаем 100 фронтовых граммов и вешаем на портрет нашего ветерана гвардейскую ленту.
Галина АНИЩЕНКО, член клуба «Находкинский родовед»