ИМЕНА НА КАРТЕ ГОРОДА

Мыс Пассека

Мыс с таким названием находится недалеко от Находки. Его назвали  в честь морского офицера, этнографа, принимавшего участие в исследованиях морских берегов на Дальнем Востоке. Об  истории его открытия упоминается в нескольких изданиях, в том числе в книге «Рассказы и черты русских императоров и императриц и великих князей», которую составил И.В. Преображенский. Издание вышло в свет в  1901 году в типографии П.П. Сойкина в  Санкт-Петербурге.

О царе Александре I в ней  рассказывается много интересного и поучительного. Некоторым образом эти истории  коснулись и наш город. На карте  Находки обозначен мыс Пассека. По книге Степанова «Русский берег» это имя присвоено мысу в память об этнографе В.В. Пассеке во время экспедиции клипера «Гайдамак»  подполковником В.М. Бабкиным в 1861 году. Но эта версия не очень верна, так как  подполковник Бабкин  служил на Балтийском флоте и в то же время рядом с ним служил  его друг — морской офицер капитан Леонид Васильевич Пассек. История морского офицера Леонида Пассека интересна.

…Однажды, путешествуя по восточным губерниям России, император устал и,  отдыхая, прилег  на диване. Его обер-вагенмейстер полковник  Афанасий Данилович Соломко принимал прошения от просителей. Окончив прием, он заметил, что недалеко от дома стоят два молодых человека в крестьянских армяках и изношенных лаптях, в руках  у них палки, а за плечами – котомки. Предполагая, что эти юноши имеют какие-то просьбы к царю,  он подошел к ним и стал расспрашивать, кто они и зачем здесь находятся. Молодые люди, сняв шапки и поклонившись  Афанасию Даниловичу, отвечали, что они – старшие сыновья сосланного императором Павлом в Сибирь Василия Пассека  — Леонид и Диомид Пассеки. Узнав о приезде царя, пришли из Сибири пешком просить помилования и пощады своему старику-отцу и ждут случая подать просьбу государю своему.

— Отчего вы не подошли ко мне, когда я принимал прошения от других?- спросил Соломко.

— Нам отец приказал подать прошение лично государю и мы не смели преступить его волю, хотя и знали, что вы принимаете прошения.

— Государь теперь отдыхает, и потому подать ему  прошение теперь невозможно, — отвечал Афанасий Данилович,- но если вы непременно желаете подать ему прошение лично, то лучше всего, если бы вы отправились на следующую станцию, там государь будет обедать и, по всей вероятности, примет ваше прошение.

— Но как мы отправимся, когда у нас ни копейки нет денег? Мы уже несколько дней побираемся по крестьянам.

Обер-вагенмейстер вынул из кармана бумажник и, достав оттуда белую ассигнацию, дал им, сказав, чтобы они отправились немедленно и были на следующей станции к часу дня непременно.

Через некоторое время Афанасий Данилович увидел их едущими верхом на одной лошади и подозвал к себе.

— Что это вы чудите, господа?- спрашивал их обер-вагенмейстер.

— Ничуть не чудим,- отвечают они, — лошади все забраны под царский поезд и нам едва удалось раздобыть у крестьянина эту клячу и заплатили ему вашу белую ассигнацию.

Наутро царский поезд обогнал их на дороге. Государь на их приветствие отдал им поклон и внимательно их осмотрел. На станции во время обеда Александр Павлович заметил, что к окнам столовой комнаты подходили несколько раз и робко заглядывали какие-то крестьяне. Всмотревшись в них, он обратился к полковнику Соломко и сказал:

— Да это, кажется, наши юные скифы, которые давеча утром гарцевали по дороге на одной лошади.

Полковник Соломко рассказал государю, кто они и как он распорядился доставить их сюда.

— Дело! – сказал государь,- ну, поди, позови их  ко мне.

Полковник Соломко ввел юношей. Они бросились к ногам монарха.

Картина вышла поразительная. Александр Павлович даже прослезился.

— Встаньте, встаньте! — говорил он им. — Я сделаю все, от меня зависящее, но мне надо разобрать дело.

Юноши встали.

— Возвратитесь к отцу, —  продолжал растроганный царь,- и  скажите ему, что я рассмотрю его дело  сам. В милостях моих он сомневаться не может… Ну а вас за то, что вы так усердно исполнили отцовскую волю, я велю поместить в учебные заведения; повидавшись с отцом, приезжайте в Петербург.

И, обратившись к Афанасию Даниловичу, добавил: «Выдать им прогоны на проезд к отцу и оттуда в Петербург».

Через некоторое время государь получил из Петербурга дело Пассека,  рассмотрел его и повелел  вернуть Пассеку дворянство, а также отобранное у него в казну имение и дозволить ему вернуться  в Россию.

В сороковых годах «юные скифы» приезжали к Афанасию Даниловичу благодарить его за все, сделанное для них под Екатеринбургом, но это уже были не крестьянские парни в рваных зипунах, а блестящие представители молодого поколения: Леонид Васильевич Пассек стал капитаном морского флота России, а Диомид Васильевич Пассек — отважным генералом, вскорости затем погибший за Кавказ.

Этот короткий рассказ о людях, которые беззаветно служили Отечеству, и за каждым названием  на карте нашего города — удивительные судьбы  сыновей России. Их нет, но их дела, достижения — яркий пример для нас, живущих сейчас, служения Отечеству.

В честь первооткрывателей

Свои истории названий имеют все бухты, мысы, заливы вокруг Находки. Далеко не все, ныне живущие в нашем городе, знают о событиях и людях, которые открывали в свое время эти берега.

Мыс Болтина (Мусудан) – Японское море, полуостров Корея, 40 градусов 50 минут с. ш. 129 градусов 43 минуты в. д. Точно нанесен экспедицией фрегата “Паллада” в 1854 году. Ими же назван по фамилии члена экипажа — мичмана А. А. Болтина.

Болтин Александр Арсентьевич начал службу на Балтийском флоте. В 1852 году на фрегате “Паллада” вышел в кругосветное плавание. Принимал участие в гидрографических исследованиях побережья Кореи. В 1856-1866 годах командир транспорта “Иртыш”, п/х “Амур”, пароходокорвета “Америка”, участвовал в открытии и исследовании многих бухт, заливов и островов в Японском море. В 1866 году произведен в капитаны первого ранга.

Мыс Астафьева –  Японское море, залив Петра Великого, залив Находка. Открыт и нанесен на карту в 1859 году экспедицией пароходокорвета “Америка”. Назван в 1860 году экспедицией В. М. Бабкина по фамилии штурмана “Америки” Я.Т.Астафьева.

Астафьев Яков Тимофеевич (1819-1879 гг.) окончил штурманское училище. В 1840-1857 гг. плавал на Балтийском море. Участвовал в гидрографических работах. В 1858 году перешел на Дальний Восток на корвете “Новик”. До 1872 года принимал участие в гидрографических исследованиях морей Тихого океана. Плавал на транспорте “Байкал”, п/х “Аргунь”, пароходокорвете “Америка”. В 1872 году получил чин подполковника КФШ.

Бухта Гайдамак — Японское море, залив Восток. Названа в честь клипера “Гайдамак”, открыта в 1861 году Пещуровым А. А.

Пещуров Алексей Алексеевич (1834-1891) по окончании Морского корпуса в 1852–1854 гг. гардемарином находился на эскадре вице-адмирала Е. В. Путятина, отправленной из Кронштадта к берегам Японии. Будучи на фрегате “Паллада” в должности адъютанта Е. В. Путятина, по заданию последнего составил описание Нагасакского порта. В 1854-1855 гг. ходил в Японию на фрегате “Диана” под командованием капитана второго ранга С. С. Лесовского. В 1858-1859 гг. в качестве русского представителя в Англии ведал техническими закупками и поставлял оборудование Морскому министерству. В 1860–1864 гг. — командир клипера “Гайдамак”, совершил на нем переход из Кронштадта вокруг мыса Горн к берегам Восточной Сибири. За время плавания в дальневосточных водах произвел ряд исследований в заливе Петра Великого, в 1861 году открыл в заливе Восток бухту Гайдамак. В 1864 году произведен в капитан-лейтенанты. В 1867 году был комиссаром по передаче США владений Российско-Американской компании (РАК) на Аляске и Алеутских островах. После возвращения служил в Морском министерстве. В 1882 году произведен в чин вице-адмирала. В 1888 году был назначен командиром портов Черного и Каспийского морей.

Остров Новицкого — остров у входа в бухту Находка, залив Находка, залив Петра Великого. В настоящее время остров превратился в мыс Створный. Назван по фамилии офицера “Америки” мичмана Новицкого.

Новицкий Василий Васильевич (1825-1865) окончил штурманское училище. В 1847-1853 гг. плавал на Балтийском море, участвовал в гидрографических работах. С 1854 года служил на Дальнем Востоке, плавал на транспортах “Иртыш”, “Двина”. В 1859 служил мичманом на пароходокорвете “Америка”. В 1860 на транспорте “Маньчжур” участвовал в основании поста Владивосток. В 1864 году переведен на Балтийское море.

Бухта Козьмина – на юго-восточном берегу залива Находка, залив Петра Великого. Открыта и нанесена на карту экспедицией подполковника КФШ В. М. Бабкина в 1860 году. Тогда же названа в честь знаменитого гидрографа, исследователя Северного Ледовитого океана, Охотского и Балтийского морей подполковника КФШ П. Т. Козьмина. План бухты составил в 1883 году офицер фрегата “Герцог Эдинбургский” лейтенант граф Толстой.

Козьмин Прокопий Тарасович (1795-1851) окончил штурманское училище. В 1817-1819 гг. на шлюпе “Камчатка” совершил кругосветное плавание. В 1820-1824 гг. участвовал в экспедиции Ф. П. Врангеля по исследованию северного побережья Сибири. В 1825 году на шлюпе “Кроткий”совершил второе кругосветное плавание. В 1829-1831 гг. служил в Российско-Американской компании, по заданию которой произвел опись берегов от устья р. Ура до Шантарских островов. В 1832-1833 гг. был помощником Ф. Ф. Шуберта в хронометрической экспедиции на Балтийском море. В 1846 году получил чин подполковника КФШ.

Бухта Врангеля –  в восточной части залива Находка (Америка). Открыта и нанесена на карту экспедицией подполковника КФШ В. М. Бабкина в 1860 году. Тогда же названа в честь видного русского гидрографа генерал-лейтенанта КФШ Б. Врангеля.

Врангель Бернгард Васильевич (1797-1872) окончил Морской корпус. В 1812-1816 гг. служил на Балтийском флоте. В 1822-1828 гг. работал под руководством В. Я. Струве по определению градуса меридиана. В 1828 году стал начальником отдельной съемки Балтийского моря. В 1833 году был помощником Ф. Ф. Шуберта в хронометрической экспедиции на п/х “Геркулес”. В последние годы руководил гидрографическими работами в Балтийском море. В 1860 году занял должность командира Ревельского порта. В 1866 году получил чин адмирала.

Бухта Мусатова –  напротив острова Лисий, залив Находка. Обследована в 1890 году экипажем канонерской лодки “Бобр”. Им же и была названа по фамилии ревизора корабля мичмана А. А. Мусатова.

Мусатов Александр Александрович (1860-1904) по окончании Морского корпуса плавал на Балтийском море. В 1889 году переведен в Сибирскую флотилию и назначен ревизором канонерской лодки “Бобр” (командир — капитан второго ранга А. А. Бойль). В 1890 году принимал участие в описи залива Америка. В 1903 году назначен командиром миноносца №119. Погиб вместе со своим кораблем в 1904 году у Порт-Артура.

Бухта Тунгус —  на южном побережье полуострова, разделяющего залив Восток, залив Находка, залив Петра Великого. Названа в конце девятнадцатого века в честь шхуны “Тунгуз”, принимавшей участие в гидрографических исследованиях залива.

Бухта Анна вдается в восточный берег залива Стрелок, залива Петра Великого. Открыта и описана экипажем клипера “Стрелок” в 1858 году. Вскоре в  дальневосточных морях появилась шхуна “Аннушка” под командованием  вольного шкипера Ф. К. Гека. Когда шхуна окончательно устарела, Гек переименовал её в “Анну” и поставил на прикол в бухте, получившей название в честь шхуны.

Бухта Подосенова — у входа в залив Восток, залив Петра Великого. Исследована экипажем клипера “Разбойник” в 1861 году, подполковником КФШ В. М. Бабкиным тогда же была названа мысом Красных Обрывов. Позднее названа по фамилии Подосенова, служившего штурманом на п/к “Америка” в конце 50-х годов Х1Х в. и на клипере “Разбойник” в 60-х гг. Х1Х века.

Подготовил Станислав Кабелев

По материалам книг

Б. Масленникова “Морская карта рассказывает”

и “Русский берег”

А. Степанова
Запись опубликована в рубрике Наш город. Добавьте в закладки постоянную ссылку.