Сергей ЮРТАЕВ: Главная путина с плюсом

Завершилась главная для дальневосточных рыбопромышленников Охотоморская минтаевая путина. Ещё не подвёл итоги этой экспедиции Приморский рыбохозяйственный совет, но каждое из предприятий уже знает свои результаты. Какие они у ОАО «Находкинская БАМР»? Есть ли отличительные особенности нынешнего сезона? Об этом наша беседа с заместителем генерального директора по управлению флотом ОАО «НБАМР» Сергеем ЮРТАЕВЫМ.

— Сергей Георгиевич, в каких подзонах работали суда базы и сколько в нынешнем году было выставлено флота?

— Работали в Петропавловско-Командорской, Северо-Курильской и Охотоморской подзонах. Четыре траулера прибыли в район добычи с самого начала экспедиции, то есть с 4 января, через две недели на промысел подошли ещё два, и в начале февраля – остальные четыре судна. Лимиты на добычу минтая, выделенные предприятию, выбраны полностью. Гидрологическая обстановка на протяжении всей путины была тяжёлой. Особенно в Петропавловско-Командорской и Северо-Курильской подзонах, где практически всё время бушевали сильные шторма. Нередко приходилось уводить флот к берегу в укрытия, чтобы избежать аварий. По причине штормовой погоды наши суда потеряли примерно 30 суток промыслового времени, в совокупности простояли без работы четыре дня, за которые могли бы взять три тысячи тонн рыбы. Наука и рыбаки отмечают, что климатические условия в Охотоморье с каждым годом становятся жёстче и суровее, изменения в климате происходят однозначно.

При этом промысловая обстановка, наоборот, на протяжении всей экспедиции держалась неплохой, шёл в основном крупный половозрелый минтай. Поэтому экипажам была поставлена задача выискивать большие скопления хорошей рыбы, чтобы выпускать продукцию высокого качества. Сегодня к ней особенно жёсткие требования.

— Как оцениваете подготовку предприятия к экспедиции?

— Хорошо. Предварительно с капитанами судов детально проработали вопросы по эффективному использованию промыслового вооружения, провели соответствующую учёбу и инструктажи со специалистами технологических линий. Результат таких действий очевиден. За экспедицию добыли почти 54 тысячи тонн минтая в Охотском и 6,3 тысячи тонн в Беринговом морях. Это хороший результат. Выпустили 10,4 тыс. тонн филе, 3 тыс. тонн фарша, 7,7 тыс. обез-главленного минтая, 2,4 тысячи тонн икры экспортного исполнения и 841 тонну молок. В совокупности — 24,3 тысячи тонн пищевой продукции. Также изготовили четыре тысячи тонн технической продукции, из них 3,9 тысячи тонн рыбной муки и 23 тонны жира.

Поставленные задачи по Охотоморской минтаевой экспедиции выполнили на хорошо. Наиболее эффективно работали экипажи судов БМРТ «Николай Чепик» (капитан-директор Пётр БАГИНСКИЙ), БМРТ «Механик Брызгалин» (капитан-директор Анатолий КУРИЛОВИЧ), БМРТ «Капитан Масловец» (капитан-директор Андрей ИВАНИХИН), БМРТ «Илья Коновалов» (капитан-директор Валерий КШНИКАТКИН).

Часть филе – примерно 200 тонн отправим на внутренний потребительский рынок. И всё же большую часть этой продукции глубокой переработки по-прежнему будем вынуждены поставить в европейские страны, которые на протяжении многих лет являются нашим основным рынком сбыта. Те объёмы минтаевого филе, что выпускает БАМР, внутренний рынок просто не в состоянии съесть. И прежде всего, из-за его высокой цены. Наравне с этим пытаемся осваивать корейский рынок сбыта.

Филе – продукт не только валютоёмкий для любого рыбопромышленного предприятия, но и практичный для населения. В прошлом году мы работали в зоне Японии на промысле лемонемы и выпустили пробную партию фарша и филе из этой рыбы. Продукция разошлась, что называется, на ура. А когда в находкинском экспериментальном центре качества сделали презентацию и наши кулинары приготовили из фарша и филе лемонемы различные блюда, дегустаторы были просто в восторге, в том числе иностранные партнёры. Поэтому после изучения конъюнктуры рынка к осени нынешнего года попробуем сделать филе из рыб других пород.

— Сегодня уже, наверное, нет браконьерства в таких масштабах в Охотском море со стороны иностранного флота, как это было 10-15 лет назад?

— Его нет совсем. Весь иностранный флот из Охотоморья давно убрали. Остались только суда некоторых смешанных корейских компаний, да несколько траулеров находятся в Беринговом море, которые работают по межправительственным соглашениям.

— Сергей Георгиевич, четвёртый год подряд на время Охотоморской путины вы оставляете кресло руководителя в офисе и вместе с экипажами выходите в море, чтобы положение дел в экспедиции контролировать уже с капитанского мостика. Что это даёт?

— Прежде всего, возрастает ответственность и дисциплина среди капитанов и экипажей по соблюдению природоохранного законодательства и правил рыболовства, оперативно решаются все возникающие вопросы прямо на месте, в том числе по перегрузу готовой продукции на транспортники. Не менее важное – возможность показать капитанам, как можно работать ещё эффективнее. Что таить, не все наши капитаны равноценные рыбаки: у одних опыта и профессионализма больше, у других меньше, хотя все они, без сомнения, хорошие руководители экипажей. То же можно сказать и о других судовых специалистах.

Но, как известно, учиться никогда не поздно. И мы учимся друг у друга. Себя я считаю по-прежнему капитаном дальнего плавания и имею действующие морские документы. В этой должности отработал в БАМРе 14 лет, промысловый и опыт в должности капитан-директора большие, принципиальные подходы никогда не меняю. Но каждый раз, выходя в экспедицию, учу не только других, но и сам черпаю у наших капитанов что-то полезное.

Чтобы не сорвать выполнение производственного плана по добыче и выпуску продукции, в этой путине по приказу генерального директора Олега Михайловича ДАРЬКИНА, кроме меня, работали два механика-наставника и бригада из трёх дизелистов. Несмотря на то, что к минтаевой экспедиции флот был подготовлен неплохо, всё равно временами возникали некоторые технические проблемы. В присутствии механиков-наставников и дизелистов в море они решались гораздо проще. Это тоже один из методов нашей учёбы и эффективной работы.

Учёба – процесс бесконечный. Последние несколько лет с целью воспитания капитанов как руководителей производства и учёбы технологов судов на берегу регулярно проводятся семинары, где изучается законодательная база, рассматриваются вопросы более эффективной эксплуатации промвооружения, технологических процессов, рассказывается о новинках в рыбоперерабатывающем судовом оборудовании, поисковой и навигационной аппаратуре, разбираются случаи относительно безо-пасности мореплавания. Это большой спектр тем. Результат налицо: капитаны стали более тщательно проводить подготовку своих судов и членов экипажей к предстоящим рейсам, у людей возросли ответственность при выполнении своих обязанностей, а также производительность труда и уровень техники безопасности.

— В нынешнем году ни одно бамровское судно не вернулось из минтаевой путины к родным берегам. Почему?

— Экспедицию завершили раньше обычного, потому что апрель считается периодом межсезонья. В это время Берингово море пока закрыто для промысла, а в зону Японии ещё не подошла лемонема. Поэтому сразу после рыбалки, не заходя в Находку, весь флот поэтапно отправился на ремонт в Китай.

На судах будут сделаны межрейсовое техническое обслуживание, капитальный и межрейсовый ремонты. Сроки выполнения, качество и цена этих работ на китайских СРЗ нас вполне устраивают. В России такие услуги дороже, ремонты выполняются дольше, а качество оставляет желать лучшего. К разгару лета флот должен быть в полной «боеготовности», чтобы выйти на добычу камбалы, кальмара, а затем и на приёмку лосося. Ближе к осени снова перейдём в зону Японии на добычу лемонемы.

— Сергей Георгиевич, чем подтверждается высокое качество продукции предприятия?

— В прошлом году Находкинская БАМР получила сертификат Морского попечительского совета (MSC), который является признанным знаком для рыбопродукции, добытой на экологически устойчивом промысле. Он выдаётся рыбопромышленным предприятиям разных государств и показывает, что компания или группа компаний ведёт управляемое изъятие биоресурсов, которое не приводит к ущербу запасов.

MSC-сертификат подтверждается ежегодно. Этот документ позволяет конечным покупателям, розничным сетям и переработчикам определить, как производитель придерживается экологических принципов вылова биоресурсов, внедряет надлежащие методы управления и сводит к минимуму отрицательное воздействие промысла на окружающую среду. Также с его помощью можно проследить правильность нанесения маркировки на таре и продвижение продукции на каждом этапе реализации. Около 15 % мирового вылова рыбы имеют MSC-сертификат – а это 42 % добычи лосося, 40 % белых рыб (трески, минтая, хека, пикши и сайды), 85% креветки, ещё около 3 млн тонн биоресурсов находится в процессе сертификации.

— Сергей Георгиевич, в последние годы БАМР серьёзно работает над модернизацией судовых рыбоперерабатывающих фабрик и промвооружения. С чем это связано?

— Это одно из наших стратегических направлений – развивающаяся компания должна всегда идти в ногу со временем. Около двух лет назад на одном из наших траулеров было установлено современное технологическое оборудование по производству продукции «Дипскин». Это чисто рыбное мясо, которое получается в процессе глубокой переработки и не имеет слоя подкожного жира. Благодаря своим качествам оно высоко ценится на мировом рынке, спрос на него даже выше, чем на филе минтая.

Продолжаем работу по усовершенствованию промвооружения. Наша фабрика орудий лова приобретает усовершенствованный износоустойчивый сетевой материал, вес и сопротивляемость которого значительно ниже обычного. Известно, чем легче конструкция трала, тем легче облавливаются рыбные скопления, меньше расход топлива. Сегодня тралы изготавливаются для разных скоростей: до 4,5 узла, от 4,5 до 6 узлов. При разной скорости орудия лова ведут себя по-разному. Модернизация затрагивает и палубное оборудование, в частности, на трёх судах уже поменяли морально устаревшие траловые лебёдки на современные. У этих хорошие тяговые характеристики, и внедрять в эксплуатацию их можно без конструктивной переделки.

Минувшая минтаевая экспедиция ещё раз подтвердила, что стратегия, выбранная компанией в плане модернизации промвооружения, ведётся правильно. Несколько дней назад в БАМРе прошёл очередной семинар с участием капитанов и помощников капитанов по добыче, где ещё раз совместно обсудили вопросы усовершенствования промвооружения на флоте и наметили дальнейшие задачи в этом направлении.

Записал Владимир ПАНТЮХОВ
Запись опубликована в рубрике Наш город. Добавьте в закладки постоянную ссылку.