На Находкинском судоремонтном заводе спущена на воду новая баржа для Севера
Баржу доставили с участка судостроения к причалу на специальной самоходной тележке — мультивеллере. Плавучий кран «Черноморец-10» захватил судно мощными тросами и плавно понёс его к морю. Наступил долгожданный момент: крёстная мать баржи Светлана под аплодисменты собравшихся на причале людей разбила о борт судна бутылку шампанского, пожелав судну благополучного и долгого плавания. Так в ОАО «Находкинский судоремонтный завод» состоялся торжественный спуск на воду самоходной баржи «Гранд-555» типа «Славянка», построенной по заказу ЗАО «Чукотская торговая компания».
Предприятие занимается судостроением уже более полувека. Всё началось с плавкрана «Блейхерт» по немецкому проекту. За прошедшие годы здесь построены два несамоходных паровых плавкрана, две зачистных станции типа «Светлая», 19 самоходных рейдовых плашкоутов, 27 серийных теплоходов типа «Находкинский рабочий», десятки лихтеров, плавпричалов, самоходных плашкоутов, палубных буксиров лихтеровозной системы, а также плавпирс для швартовки глубоководных танкеров в порту Восточном. По заказу мостостроительной компании «ТМК» для участия в возведении моста через бухту Золотой Рог на ОАО «НСРЗ» были построены суда понтонного типа «Катя» и «Степа» грузоподъёмностью 1000 тонн. В настоящее время на производственных мощностях ведётся строительство двух танкеров ледового класса дедвейтом 3100 тонн.
Самоходные баржи типа «Славянка» Находкинский СРЗ строил в 70-х годах прошлого века, и два года назад ЗАО «Чукотская торговая компания» заинтересовалось этим проектом.
— В нашей компании имеется 14 барж «Восток» грузоподъёмностью 20 тонн, и были две 40-тонные баржи, которые играли важную роль в выполнении программы по северному завозу. С помощью них ведется снабжение Чукотки техникой, оборудованием, продовольствием и промышленными товарами. В наших краях далеко не у каждого населённого пункта имеется причал или хотя бы пирс, особенно в деревнях, поэтому сухогруз, доставляющий снабжение на север, к берегу подойти не может.
Он останавливается на рейде, краном спускает баржу с борта на воду, грузит в неё технику, контейнеры, механизмы, баржа всё это доставляет к берегу, опускает аппарель на землю, и совершается выгрузка. Таким методом мы десятки лет доставляем грузы и технику на необорудованный берег, – рассказывает представитель заказчика Дмитрий ИВАНОВ.
Недавно во время сильного шторма две 40-тонные баржи компании смыло с борта сухогруза, и они утонули в море. Без них выполнять задачи оказалось тяжело. Были предложения построить новую баржу в Китае, однако руководство компании предпочло разместить заказ на каком-нибудь из российских предприятий. На Сахалине, Камчатке и в Магаданской области судостроения не осталось. Представитель чукотской компании побывал на нескольких СРЗ, и никто из них не решился взяться за строительство, кроме НСРЗ.
За восемь месяцев ОАО «ДНИИМФ» подготовило новый проект. Взяли за основу баржу типа «Славянка», пришлось изменить её конструкцию, чтобы усовершенствовать судно. И только после этого находкинцы взялись за дело. Два электродвигателя мощностью по 175 кВт каждый, насосы, радиооборудование и навигационные приборы для неё приобрели на отечественном рынке, а винто-рулевой комплекс, который считается очень серьёзной частью механики судна, изготовили заводские мастера. Электромонтажные и трубопроводные работы также выполнили сами. Строительство велось около года. Всё это время на НСРЗ присутствовал представитель заказчика, поэтому возникающие вопросы решались оперативно и чётко. В результате получился добротный современный «морской внедорожник» вместимостью 40 тонн, приспособленный к работе как на море, так и на реках.
Перед спуском на воду баржа была предварительно предъявлена Российскому морскому регистру судоходства (РМРС). После ходовых и швартовых испытаний баржу установят на борт сухогруза «Танир» Чукотской торговой компании и доставят к месту назначения. Период северной навигации длится всего около трёх месяцев, за такой короткий срок суда снабжения должны обеспечить поселения Чукотки запасами, достаточными до следующего лета. Этот сезон станет хорошим испытанием для баржи «Гранд-555». По результатам её работы компания рассмотрит вопрос о строительстве ещё одного такого же судна на НСРЗ.
— Проект был значительно изменен по сравнению с тем, что мы строили раньше, но это нас не остановило, – рассказывает проектный менеджер отдела судостроения ОАО «НСРЗ» Сергей СМАЛЬ. – Конечно, трудовой коллектив за последние 20-30 лет значительно обновился, но в наших рядах ещё остались опытные корабелы, способные выполнить заказы по судостроению. Будем обучать и молодёжь. Несмотря на то, что заниматься этим направлением в Приморье намного сложнее, чем, скажем, в западных регионах России, мы успешно справились с поставленной перед нами задачей. Особо хочу отметить работу на этом заказе конструктора Юрия ЛИШАНКОВА и заместителя генерального директора по качеству Алексея ПИКУ.
В планах завода – расширять масштабы судостроения как перспективного направления, очень важного для развития Дальнего Востока. Для этой цели ОАО «НСРЗ» закупило современное технологическое оборудование, включая краны грузоподъёмностью 100 тонн, мощные импортные самоходные тележки. В настоящее время ведется работа по заключению контракта на строительство 40 буксиров.
— Время «Славянок» ещё придёт, – уверен первый заместитель генерального директора ОАО «НСРЗ» Андрей ПРИХОДЬКО. – Мы уже сейчас можем предложить заказчикам улучшенный вариант самоходной баржи проекта «Славянка» с удлиненным корпусом до 25,48 метра. Такие баржи в серийном исполнении можно строить гораздо быстрее, например, по одной в три месяца. Но для этого нужно объединить усилия подрядчика и заказчика. У завода есть технические и людские ресурсы, ноу-хау, а главное – нам интересно заниматься этим делом. Сергей СМАЛЬ – судоремонтник, но успешно освоил и судостроительный проект. А мы ещё раз убедились в том, что на нашей судостроительной площадке можно творить чудеса.
Владимир ПАНТЮХОВ