Как я провёл это лето

САМОЙ традиционной темой школьных сочинений является «Как я провел лето». За 11 лет учебы каждый школьник пишет о лете семь-восемь раз. Считается, что такого рода отчет помогает ученикам справиться со стрессом, связанным с вхождением в учебный процесс. Вот и автор этих строк только что вышел из отпуска и переживает муки втягивания в рабочий ритм.

Ничего не делать – хорошо, но скучно. В отпуске мы ищем занятие по душе. И по возможностям. Один мой коллега этим летом написал книгу – не от хорошей жизни: деньги очень были нужны. Другой строил дом, делал рекламные материалы, в общем, тоже трудился в поте лица. Я бы таким людям памятник ставил при жизни, но считаю, что летом надо отдыхать. «Организм не обманешь», — говорил знакомый трудоголик-журналист после перенесенного инсульта.

Летом надо путешествовать. По-хорошему завидую знакомому милиционеру, который этим летом побывал на Таити. Им, сотрудникам органов, положена бесплатная поездка во время отпуска в любую точку мира. Так он уже в восьми заграницах побывал, не считая «близких» полетов в Питер и Москву.

К слову, кому не повезло, так это москвичам. Все лето они дышали гарью. Приезжали в свое дачное Подмосковье, но там-то как раз и горели торфяные болота. Жара была страшная. По меткому замечанию одной столичной жительницы, «это не мы провели лето, это лето провело нас».

Зато в Находке лето выдалось на славу. Было оно и солнечным, и теплым, и всяким. Да оно ещё и не закончилось по-настоящему. Уникальность нашего климата заключается в том, что с приходом золотой осени не кончается бабье лето. С деревьев падают желтые листья, а ты сидишь с друзьями на берегу моря или реки, закусываешь, к примеру, шашлыком и загораешь. Купаться – это, конечно, на любителя.

По секрету, никакое Подмосковье не сравнится с окрестностями Находки по красоте пейзажей. Где-то рядом в этом плане Горный Алтай, но там нет моря. А что касается Таити, то я там не был, но вполне солидарен с толстым котом из «Блудного попугая» с его знаменитым «Таити, Таити… Нас и здесь неплохо кормят». Места у нас замечательные, посмотреть есть на что, съездить есть куда. Или сходить.

Я из числа сторонников пеших походов, считаю, что в ногах правда есть. Ходить и полезно, и приятно, и куда хочешь можно дойти. Ну, электричка там или автобус до заветной остановки – это само собой. А дальше – рюкзак на плечи и несколько километров пути до Сучана, например, если собрался на рыбалку. Хорошо приходить на реку, когда солнце только начинает всходить. Его лучи, пробиваясь сквозь туман, прогревают воду. И на этом месте начинает плескаться рыба.  Этим летом я два раза был на рыбалке с ночевкой, но, честно говоря, мало чего поймал. Да и в рыбе ли дело?

Облазил чуть ли не все окрестные бухты, надышался йодированной свежестью, смешанной с запахом прибрежных трав, налюбовался ширью бирюзового моря и бескрайностью василькового неба, узнал много новых названий трав и цветов, нафотографировал массу причудливых скал, экзотических (для меня, по крайней мере) птиц и насекомых. Главный импульс этих неблизких экскурсий на природу – мысль о том, что лето проходит и надо успеть провести его так, чтобы не было мучительно больно за бездарно прожитый отпуск.

И о «тихой охоте». Для меня, отпетого грибника, лето не лето, если нет грибов. В прошлом году их практически не было, зато нынешний сезон выдался вполне урожайным.

Открыл для себя два новых съедобных гриба – пестрец и горный шампиньон. За шампиньоном пришлось подниматься на Бабу-гору. Это недалеко от Хмыловки. Замечательный крепкий гриб с очень приятным запахом. Срезая его, испытываешь удовольствие. Кстати, в некоторых справочниках советуют не срезать грибы, а аккуратно выкручивать их из почвы. До конца этот вопрос выяснить не удалось.

Как никогда много выросло так называемых сухих груздей. Царский (правильнее сказать – дальневосточный обабок) и белый гриб водились, но не в рекордных количествах. Я отвел душу, собирая мои любимые подосиновики. Знаю только одно место под Находкой, где они вырастают регулярно и куда никто, кроме меня, практически не ходит. Где — не скажу.

Закончился грибной сезон, как и полагается, осенними опятами. Возможно, это лучший гриб в мире. Недаром Тургенев устами Базарова сказал: «Опята – славные ребята». Классик знал и любил природу как никто другой. У осенних опят толстая упругая ножка, поэтому срезать их приятно так же, как горные шампиньоны. С ними нет хлопот во время обработки. Они вкусны и жареные, и соленые, и маринованные. А аккордом моего грибного лета была встреча в тот же день на той же сопке с вешенками. Их было так много на сухом дереве, что, не сходя с места, я набрал еще одно целое ведро. И теперь у меня весь холодильник забит грибами – отваренными опятами да вешенками (в пакетах) и обжаренными подосиновиками (в банках). Груздей засолил, но немного, и их уже нет.

А в заключение позволю себе подпустить немного пафоса. У нас в самом деле изумительная ПРИРОДА. Может быть, это наше самое большое богатство, и его нужно беречь. Это к вопросу о строящемся нефтяном производстве. Если его не контролировать тщательнейшим образом, то как бы какое-нибудь будущее лето не провело нас. В отличие от Москвы винить нам придется не погоду, а самих себя.

Юрий БОДУХИН

Фото Татьяны ГОЛОМАЗОВОЙ

Запись опубликована в рубрике Наш город. Добавьте в закладки постоянную ссылку.