Четыре шага длиною в десятилетия

2 2014 год проходит для портовиков ОАО «Восточный Порт» под знаком юбилейной даты. 28 февраля исполнилось 40 лет со дня основания нынешней самой крупной стивидорной компании России по перевалке угля. Публикаций о победах, достижениях, проблемах и планах нынешнего коллектива на страницах нашего издания немало. Грузооборот 2012 года по отправке угля перевалил рекордный рубеж — 18 миллионов тонн. Рекордным стал и нынешний май — два миллиона тонн твердого топлива, а за пять месяцев — 8,6 млн тонн. Газетная статистика имеет большое преимущество — остаться в строках навечно. И в этом убеждаешься, полистав газеты прошлых, юбилейных для портовиков лет. Порту — 10, 20, 30 лет. Целая эпоха. О чем писали журналисты, что важного происходило на причалах в те годы?

8Мы знали, город будет здесь потом
И слава порта — гавани гиганта,
Но первым был кирпич и первый дом
Крутых ребят одесского десанта.
Здесь, о причал стирая кранцем борт,
Подав гудок приветливо в наш адрес,
Встал первым под погрузку в новый порт
На праздник лихо выдраенный «Шадринск».
Мы знали, как в декабрьский мороз
Под хриплый стон заждавшегося «вира!»
Наш первый строп уйдет на лесовоз
Залогом верным будущего мира.
Теперь на дальний край родной земли
С просторов вечных, ветреных и синих
Спешат на отдых в гавань корабли
К святым началам матушки-России.
В соленых брызгах света и мечты
У самой кромки каменной и прочной
Находки славной младшим братом ты
Стоишь форпостом важным Порт Восточный.
Николай ТЕРТЫШНЫЙ («НР», 28 мая 2004 г.)

1984-й
5«… Дедушка Гамдулла, бросивший в 1905 году вызов своим родственникам, имевшим духовные звания, и отправившийся из родного дома в поисках новой жизни, наверняка сказал бы сейчас своему внуку: «Молодец, Фрики!». Первый коммунист из древнего рода Азербайджана, первый секретарь райкома партии в горах Кавказа похвалил бы лучшего докера Закер-аде из комсомольско-молодежной бригады молодого порта, что не побоялся трудностей и уехал, как и он, так далеко, чтобы найти свою дорогу». Это строки из публикации «Находкинского рабочего» о трудовых буднях портовиков в январе 1984 года. Через месяц Восточный отметил свою первую знаменательную дату — 10 лет открытия порта в глубоководной бухте Врангель.
Он еще строится, но на действующих причалах вовсю кипит жизнь. И на газетных страницах этот нарастающий вал побед и первых трудовых рекордов находит свое отражение. Идет четвертый год ХI пятилетки. Более чем на 25 тысяч тонн перевыполнили докеры план-задание по переработке грузов. Лидируют в этом соревновании бригады угольного комплекса. «Работая в сложных условиях зимнего периода, когда уголь поступает смерзшимся, докеры раньше других справляются с квартальным планом года», — сообщается в информации «Хорошее начало» на первой полосе газеты. А уже в ноябре сообщается, что портовики приблизились к трехмиллионному рубежу переработки грузов.
О дружбе, начинаниях, инициативах, починах пишут журналисты в те годы. И тем для выступлений в открытой печати было на этих берегах предостаточно. Героем рубрики «Твои люди, Находка» становится, например, главный бухгалтер порта Филипп Иванович Колесников, приехавший на Дальний Восток уже в зрелом возрасте вместе с детьми и внуками. С его именем связывают создание мощной бухгалтерской службы.
В те годы в Восточном порту гремело имя Анатолия Дрозда. Бригадир докеров-механизаторов первого грузового района, кавалер ордена Дружбы народов, сплотил людей идеей опережать время и обстоятельства. 2 августа, знакомя читателей с прославленным коллективом, газета сообщает, что на календаре бригады уже конец августа, план давно выполнен и ребята ударно работают сверх задания. В те годы такие темпы были нормой.
Интересно, как журналист описывает картинку с натуры: «Восточный порт является спутником Находки и тихоокеанскими воротами БАМа. Восточный не похож на другие порты страны. Он почти полностью механизирован, так что вряд ли на его просторных причалах можно встретить более трех десятков людей».
Их, конечно, было гораздо больше. Ведь в первое десятилетие на этих берегах были построены и сданы щеповой и контейнерный терминалы, угольный и лесной комплексы, их проектные мощности портовики увеличили вдвое.
1994-й
За два десятилетия Восточный порт стал лидером среди крупнейших портов СССР и первым в системе морского флота был преобразован в ОАО «Восточный Порт», сообщала газета. На производственных причалах порта начали работу Малый порт и еще с десяток самостоятельных компаний. На лесном причале бригады увеличили производительность труда в 1,6 раза, сократив простои судов под погрузкой. А вот что сообщает начальник угольного комплекса Г. Иванчей: «Угольный – уникальное гидротехническое сооружение, промышленное телевидение, полная автоматизация всего производственного процесса, система аспирации и пылеудаления. В составе первой очереди – 78 объектов. В декабре 1994 года сдана вторая очередь комплекса с увеличением складских площадей более чем в два раза и установкой дополнительных перегрузочных линий».
А это сообщение — о решении порта и нового акционерного общества «Агрохимвостокэкспорт» построить в Восточном экологически чистый комплекс по перевалке минеральных удобрений с объемом переработки два миллиона тонн в год. Подробный отчет о проведении годового собрания акционеров дает полное представление о жизни транспортного предприятия. Генеральный директор Геннадий Жебелев отчитывается о расходовании кредита, взятого во Внешторгбанке для обновления оборудования, в том числе на причале №13 для переработки нового для порта груза – австралийского глинозема, а на строящемся новом причале — стерилизации и перевалки экспортной древесины. Главная новость дня — в совет директоров впервые войдет представитель группы австралийских компаний Ричард Стечелл, который сыграет большую роль в развитии крупнейшего дальневосточного порта.
На газетных страницах того периода немало публикаций, связанных с приватизацией предприятия. C громким заголовком «Вакантен ли совет директоров» «НР» публикует на первой полосе интервью с заместителем гендиректора по собственности Сергеем Парчевским. И не случайно. Это время роста стоимости акций ОАО. За один год они выросли в цене в десять раз, за последние три года порт выплатил акционерам семь миллиардов рублей, идет модернизация причалов с большими вложениями. О полномочиях совета директоров размышляет специалист по ценным бумагам, отчитываясь в июле, почему в марте на годовом собрании эта тема не обсуждалась.
Городская газета сообщала о запуске новых линий по орошению угольных копий, установки первых ветрозащитных пылеулавливающих ограждений, замене роторов вагоноопрокидывателей. Порт стремительно набирает обороты.
Газетные темы — презентация ЗАО «Восточный международный контейнерный сервис», создание морской администрации порта Восточный, поставка первых 10 автоконтейнеровозов для контейнерного терминала. Они дадут новый толчок контейнерным перевозкам на Дальнем Востоке, уверяют журналисты и герои их материалов. Прогнозам суждено было сбыться.
2004-й
28 мая вышел в свет специальный выпуск «НР», посвященный 30-летию предприятия… Он рассказывает о людях, построивших Восточный и ставших первыми его инженерами, докерами, механизаторами, крановщиками. Водитель контейнеровоза контейнерного терминала Александр Рудюк приехал в Восточный в 1971 году. Уже ветеран предприятия, он по-прежнему трудится в родном коллективе и помогает молодым осваивать профессию. Крепко связан с портом и руководитель группы механиков Николай Суслов, которому поручена ответственная работа по замене металлоконструкций на главных причалах.
Начальник перегрузочного комплекса № 1 Игорь Барабанов рассказывает об универсальности производственно-перегрузочного комплекса №1, коллективом которого он гордится. На его причалах — буровые установки, тракторы «Кировец», вездеходы, уголь, лес, клинкер, железорудный концентрат. «Динамика грузооборота на ППК-1 одна из самых высоких в Восточном порту, а текучесть кадров — одна из самых низких. Люди уходят только на пенсию. И держит их здесь не только высокая заработная плата, но и возможность показать в деле, на что способны настоящие мастера-универсалы», — рассказывает «НР» Игорь Васильевич.
Начальник ППК-2 Алексей Павленко в материале «Нефть начинается рядом» оценивает участие портовиков в строительстве сухого дока, где теперь возводятся бетонные основания для нефтяной платформы в рамках международного проекта «Сахалин-2». «Восточный порт — ближайшая к будущим буровым точка, где может разместиться стройка такого масштаба. В порту, имеющем большой промышленный потенциал, решилась главная проблема важнейшего строительства — бесперебойное обеспечение огромной стройплощадки всем необходимым. Это тяжелые самосвалы «Вольво», металлоконструкции, комплектующие для модулей. Мы работаем уже в три смены, чтобы суда с грузом не простаивали больше положенного времени», — сообщает он.
В юбилейный для порта год «НР» писал о новых достижениях порта. Например, о том, что суммарный грузооборот за первое полугодие составил 6,4 миллиона тонн грузов, а во втором — портовики намерены ежемесячно перерабатывать по два миллиона тонн грузов. Несколько публикаций посвящены профсоюзу докеров, в том числе взаимодействию профактива и руководства предприятия по обеспечению безопасности на производстве. К исторической дате — 145-летию со дня открытия бухты Находка — журналисты разместили материал об истории открытия и бухты Врангель, где теперь стремительно развивается самый глубоководный порт России.
… Хроника Восточного порта стала за четыре десятилетия одной из главных тем для нескольких поколений творческого коллектива газеты «Находкинский рабочий». Она осталась на газетных страницах. Уже пожелтевших от времени, но так интересных для чтения и в наши дни.
С юбилеем, порт!

Наталья ВОТЧАЛ
Фото из архива ОАО «Восточный Порт»
На фото: Строительство пирса угольного комплекса; Первое судно под погрузкой; Первый штабель груза на складе

Запись опубликована в рубрике Юбилей. Добавьте в закладки постоянную ссылку.