. 8 июля — День семьи, любви и верности
— Счастье мне было в платье этом, – сказала Надежда Егоровна ИВАНОВА, достав из шифоньера немного пожелтевшее кремовое венчальное платье. Не подвенечное, а именно венчальное – скромный крепдешиновый наряд, хранящий память состоявшегося таинства.
— 53 года прожили с Димой душа в душу. Когда он умер, в 2003 году, все время плакала. Прошел год, слезы не высыхали, и дочь записала меня в хор под управлением Альи СЛАУТИНОЙ. Песня вернула к жизни. Затем увлеклась танцами, тхэквондо, тайцзы юличо – упражнениями с ракеткой. Даже выступала на торжестве, посвященном визиту в Находку помощника президента РФ Игоря ШУВАЛОВА. Высокий гость торопился и уже собрался уходить с праздника, когда объявили, что выступит 80-летняя тхэквондистка. Он вернулся, посмотрел мою программу и долго аплодировал, – вспоминает Надежда Егоровна.
С мужем Надя познакомилась на танцах в 1948 году. Дмитрий ИВАНОВ приехал в наши края осваивать Дальний Восток из Владимира. Работал водителем большегрузной машины.
— На него все девчонки засматривались: симпатичный, подтянутый, грудь в медалях. Во время войны был сержантом, служил в разведроте, участвовал в Курской битве, награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За взятие Берлина» и другими. В первый же день знакомства позвал замуж. Я растерялась: «Меня мама не пустит, да и сама не хочу». «Будем ждать пока захочешь», — ответил он. Встречались два года, – рассказывает моя собеседница.
Наступило время сватовства. Девушка предупредила родителей, чтобы ждали гостей.
— Не рано ли? – спросила мама.
— В самый раз, – парировал отец.
Надежде только исполнилось 20 лет. Но сватовство не состоялось. Сначала все шло хорошо, жених родителям понравился – вежливый, надежный (он был старше почти на десять лет).
— Вроде уже сговорились, но мама стала выяснять, почему пришел с другом, а не с родными. Дима ответил, что родители живут во Владимире, а он завербовался на работу на Дальний Восток. Для мамы «завербованный» звучало как «уголовник», и она его прогнала. Я плакала. Отец объяснил ей, что уезжают по контрактам и хорошие люди, и она сдалась, поставив условие о непременном венчании. Я была комсомолкой и не знала, как поступить, – говорит Надежда Егоровна.
Родители Дмитрия регулярно посещали церковные службы, поэтому совершить венчальный обряд он согласился не раздумывая. Настоятель храма в Партизанске назначил день венчания – 15 июня 1950 года. Жених попросил пиджак у приятеля, а наряд для невесты взять было негде. Все её приданное – пара ситцевых платьев. Семья жила небогато. Хорошую ткань в магазине было не купить. И решился жених обратиться к бригадиру заключенных, который, по слухам, все мог достать. Выменял у него три метра кремового крепдешина на несколько пачек чая. Крестная мать Нади сшила из этой роскошной материи очень модную шестиклинку.
— Три дня свадьбы чувствовала себя принцессой. А после так берегла платье, что больше ни разу не надела. Так и висит в шкафу как память о счастливых днях, – говорит она.
С родителями молодые жили недолго. Главе семьи дали маленькую комнату. А когда у них родилась дочь Оля, в 1952 году, Дмитрий привез жену уже в собственный дом.
— Дом построили недалеко от родителей, помогали и друзья, и отец – ставили всем миром. В нем и прожили почти всю жизнь, только когда болезни стали одолевать, переехали в квартиру, которую Дмитрию Ивановичу выделил торговый порт, где он проработал долгие годы. В 1954 году родилась вторая дочь – Нина. Сейчас она живет в Санкт-Петербурге, а Оля с семьей — в Находке. У меня замечательные дети, четыре внука и четверо правнуков. И очень счастливая жизнь, муж заботился и берег – ведро картошки не разрешал поднять. В мыслях его постоянно за все благодарю. Думаю, благодарность сердца и есть основа любви, – делится моя собеседница.