В последние годы в нашей стране торговая отрасль динамично развивается. Ежегодно только в Находке открывается 12 — 14 магазинов, в числе которых и современные торговые центры с игровыми зонами, фуд-кортами, кинотеатрами, и небольшие продмаги шаговой доступности. За первое полугодие 2014 начали работу 19 предприятий – торговый центр «Апельсин», магазины «Пятачок», «Первый продуктовый», «Хлопковый рай», «Студия моды» и другие.
В Находкинском округе сегодня функционирует свыше 1,4 тыс. торговых объектов, из них 722 стационарной сети: 20 торговых центров, девять комплексов, семь супермаркетов, четыре универсама, 299 продовольственных магазинов, 361 — промышленных товаров и 19 со смешанным ассортиментом, два дискаунтера. Разнообразный товар предлагают в павильонах, которых установлено 358, киосках (210), автолавках (15). В сфере торговли занято 8, 4 тыс. человек.
— В городе создан благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат. Реконструируются и открываются новые предприятия с прогрессивными форматами торговли, современным оборудованием, передовыми способами управления, широким ассортиментом. Создаются рабочие места – за первое полугодие 2014 их образовалось 138. Наряду с крупными центрами по-прежнему востребованы магазины шаговой доступности, предлагающие товар первой необходимости, — отмечает начальник управления потребительского рынка и предпринимательства администрации города Галина КОРЕЙКИНА.
Торговля — серьезный и сложный бизнес. Конкуренция в этой отрасли крайне жесткая, и, чтобы выжить, необходимо всегда быть «на гребне» — вести грамотную ценовую политику, минимизировать затраты, качественно обслуживать клиентов, просчитывать их потребности, внедрять современные технологии. Сегодня покупатель выбирает продавца. Кто не соответствует нынешним требованиям, тот уходит с рынка. В первом полугодии закрылось девять магазинов.
В XXI веке торговля – это наука, и кадры для этой отрасли требуют качественной подготовки. По информации Галины Васильевны, в ритейле (розничной торговле) трудятся высококлас-сные профессионалы топ-уровня – управляющие, директора, товароведы, а продавцы, кассиры, кладовщики, грузчики сегодня в десятке самых востребованных работников.
— Поднять престиж профессии продавцов, совершенствовать их мастерство, повысить культуру обслуживания призваны конкурсы профессионального мастерства «Лучший по профессии», мастер-классы, тренинги, семинары, которые проводятся в рамках муниципальных программ «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Находкинского городского округа» и «Развитие торговли на территории Находкинского городского округа». Обучают продавцов Находки известные тренеры из Владивостока и Москвы. Недавно тренинг «Как случайного посетителя превратить в постоянного покупателя» провела директор Азиатско-Тихоокеанской Академии Коучинга, расположенной во Владивостоке, Елена КАРАМЫШЕВА, — рассказывает Галина Васильевна.
Она подчеркнула, что на учебу прежде всего направляют работников магазинов шаговой доступности, потому что в больших торговых сетях действуют свои обучающие программы, где разъясняют, как правильно преподнести товар и квалифицированно обслужить покупателя.
— Сегодня продавцами-консультантами трудится немало молодых людей с непрофильным высшим образованием — педагогическим, психологическим, юридическим, в непродовольственной сфере — свыше 85%. Различные тренинги им помогают освоиться в торговом деле, а общение с покупателями расширяет рамки полученной профессии. Руководители предприятий торговли и общественного питания ежегодно участвуют в конкурсах «100 лучших товаров России», «Лучший товар Приморья», — говорит Галина КОРЕЙКИНА.
Сегодня в Находке функционирует 11 федеральных, 17 региональных и 10 местных розничных сетей. «Домашние», кстати, вполне конкурентоспособны относительно региональных торговых предприятий.
— Безусловно, квалифицированнее обслуживают покупателей в торговых сетях известных марок одежды, обуви, парфюмерии, ювелирных изделий – DNS, Zolla, Adidas, «Золотая Русь», «Л.Этуаль», руководители которых постоянно проводят корпоративное обучение персонала. Но признание покупателей хорошим сервисом, достойным ассортиментом товара и умеренными ценами завоевали и небольшие магазины — «Старый центр», «Озерный», «Огни маяка», — отмечает Галина Васильевна.
В этом году планируется открыть два супермаркета «Реми» — на Находкинском проспекте, в районе «Волны», и ул. Нахимовской, 14а, а также дискаунтер «Кашелка» в районе ул. Промышленной. Это социальные магазины с минимальной торговой надбавкой — 5-15%. Низкие цены в них достигаются за счет минимизации расходов на обслуживание. По мнению специалистов, в обозримом будущем в Находке будут активно развиваться сети супермаркетов, торгово-развлекательные центры, магазины – дискаунтеры, продажи товаров по образцам, интернет-торговля.
— День торговли — профессиональный праздник и для работников общественного питания. Эта отрасль в нашем городе динамично развивается, предлагая немало интересных форматов. Наряду с фешенебельными ресторанами работают арт-клубы, кофейни, спортбары, кухни этнической направленности, предприятия общественного питания, в том числе и сезонные. Перспективное направление — фуд-корты — зоны быстрого питания, которые сегодня представлены в торговых центрах «Тихоокеанский» и «Сити-центр», — отмечает она.
В 2015 году будет принята новая муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Находкинского городского округа», в которую войдет подпрограмма «Развитие торговли на территории НГО». В ней сохранятся все привлекательные условия для успешного создания торговой инфраструктуры в нашем округе.
Сердечно поздравляю работников торговли и общественного питания с профессиональным праздником!
Спасибо за нелегкий созидательный труд и понимание, что от качества вашей работы во многом зависит настроение горожан. Желаю процветания вашим предприятиям, благодарных покупателей и гостей, здоровья, благополучия вам и вашим семьям, мира в домах и душах!
Галина КОРЕЙКИНА