Стивидорная компания ООО «Восточно-Уральский терминал» за первое полугодие нынешнего года перевалила через свои производственные мощности более миллиона тонн твёрдого топлива, тем самым достигла уровня 11 месяцев прошлого года. К концу декабря руководство компании намерено выйти на проектную мощность терминала и приблизиться к показателю в 2,5 млн тонн. А на 2015 год запланировано переработать уже 3,5 млн тонн. Таким образом, терминал уверенно движется к обозначенной цели, которую поставил перед собой ещё в 2012 году: за три ближайших года увеличить объёмы, как минимум, в три раза. На что рассчитывает руководство терминала и коллектив, поднимая производственную планку?
Прежде всего, на те объёмы угля, которые подтверждены контрагентами компании, подчеркнул генеральный директор ООО «Восточно-Уральский терминал» Сергей Востриков. Решение такой задачи зависит от многих факторов: чёткого соблюдения графика отгрузки угля шахтёрами, следования в пути поездов с грузом, соблюдения сроков перевалки грузов из вагонов на суда, и самое главное – потребности на рынке сбыта. Если хоть одно звено из этой сложной технологической цепочки вдруг начнёт давать сбои, это сразу же скажется на всех участниках процесса. Но докеры настроены оптимистично. Со своей стороны все необходимое для выполнения поставленных задач у них есть: современные технологии, спецтехника, накоплен определённый опыт работы с навалочными грузами, на терминале трудятся лучшие, по некоторым оценкам, докеры-механизаторы в крае. Сегодня здесь занято 170 человек. Из года в год предприятие работает стабильно и прибыльно.
— По своей значимости наш терминал – структура социальная, не принадлежит ни к одной из угледобывающих организаций и входит в группу компаний «Трансхимэкспорт», – рассказывает Сергей ВОСТРИКОВ. – Через его мощности могут переваливать навалочные грузы любые другие компании, независимо от того, являются они партнёрами или конкурентами друг для друга. Пока это единственный независимый глубоководный угольный терминал в Южном Приморье, способный принимать суда дедвейтом до 50 тысяч тонн, хотя мы не считаем себя исключительно угольным. При необходимости можем переваливать и такие насыпные грузы, как песок, щебень, железорудный концентрат, а также щепу, древесину, пиломатериалы… Имеется лицензия на переработку химических удобрений. Будет спрос у зарубежных партнёров, номенклатуру грузов можно расширить.
Щепу и удобрения заменили на уголь
Изначально на этой территории перерабатывалась щепа для строительной отрасли Японии. Когда спрос на неё иссяк, а компания-экспортёр ликвидировалась, на этом месте родилось новое предприятие ООО «ВУТ». В течение 13 лет оно занималось экспортом уральских минеральных удобрений, поставки которого ранее осуществлялись через прибалтийский морской порт Вентспилс. ООО «ВУТ» занимает территорию почти в 11 га, имеет причал длиной 218 метров.
Перегрузочный комплекс примыкает к железнодорожной станции Находка-Восточная и располагает выставочными, грузовыми и перегрузочно-разгрузочными путями общей протяжённостью свыше трёх километров. Когда на международном рынке минеральных удобрений сложилась кризисная ситуация, учредителями компании было принято решение полностью отказаться от экспорта этого груза и вплотную заняться перевалкой каменного угля в страны АТР.
В 2011 году на терминале была проведена большая реконструкция: отремонтированы подъездные железнодорожные пути, построена современная конвейерная линия, приобретены новые импортные манипуляторы-перегружатели, виброустройства для ускорения выгрузки и зачистки вагонов, другая спецтехника. На эти мероприятия было направлено тогда более 400 млн рублей и потребовалось около года. Два с лишним года назад на причал стали поступать первые партии твёрдого топлива. Вначале в среднем в месяц компания перерабатывала 35-50 тысяч тонн при норме 65-70. Постепенно объёмы увеличивали. В мае этого года докерам удалось выйти на уровень уже 200 тысяч тонн. И это не предел. Не прибегая к дополнительной реконструкции, объёмы грузооборота можно наращивать до пяти млн тонн в год.
ООО «ВУТ» работает с тремя главными поставщиками твёрдого топлива, с двумя из которых заключены долгосрочные контракты с объёмами, превышающими два миллиона тонн в год. Есть несколько и краткосрочных контрактов. Высокоэнергетические угли, которые поступают из якутских и кузбасских разрезов, уходят в основном в страны Юго-Восточной Азии. Китай потребляет примерно 45 процентов от общего объема, Южная Корея – 35, а на долю Японии приходится около 20 %. Китай традиционно импортирует очень много угля, в том числе и российского. И не только с целью удовлетворения своих потребностей, но и перепродажи его в другие страны АТР, в частности, Индонезию и Филиппины.
Корея и Япония за 13 лет работы Восточно-Уральского терминала на международном рынке хорошо знают это предприятие как экспортёра щепы и минеральных удобрений в прежние годы. А вот как к поставщику твёрдого топлива всё ещё продолжают присматриваться. Но это, по словам Сергея ВОСТРИКОВА, вполне нормально. В целом же потребности стран Азиатско-Тихоокеанского региона в угле из года в год только растут. К примеру, в июне на склад терминала поступило 206 тысяч тонн, отгружено на суда 160 тыс. Не сбавили темпы и в июле. Терминал работает в круглосуточном режиме, хотя лето для компании не показательный период.
На железной дороге, да и у шахтёров в это время открываются так называемые «технологические окна» для выполнения профилактических работ и текущих ремонтов, поэтому объёмы поставок из угольных разрезов и пропускная способность железной дороги в это время заметно падают. В сентябре-октябре терминал снова начинает входить в обычный режим. В настоящее время на его крытых складах находится порядка 160 тысяч тонн угля и 90 тысяч тонн — на открытых. Постепенно производственные площади расширяются. Нынешней весной стивидоры приобрели железобетонные плиты и построили новую подпорную стену открытого склада. Благодаря этому площадь для складирования угля открытым способом увеличилась процентов на 30-40.
Модернизация – путь к совершенству
— Если без реконструкции пока можете обойтись, то технического перео-снащения с ростом объёмов, наверное, не избежать? — интересуюсь у Сергея ВОСТРИКОВА
— Эти вопросы решаем по мере необходимости, – рассказывает Сергей Михайлович. – С годами отработана технологическая цепочка. Сегодня при норме 80 в среднем в сутки выгружаем 100-130 железнодорожных вагонов, а порой эту планку приподнимаем до 150. Усилили специализированные бригады. Регулярно проводим техническое перевооружение, приобретая исключительно новое оборудование и спецтехнику.
Так, трёхкубовые грейдеры в нынешнем году заменили на пятикубовые. Дополнительно закупили несколько перегружателей, а также ведём переговоры по приобретению новой судопогрузочной машины, которая будет мощнее двух имеющихся на терминале в три раза. В настоящий момент специалисты разрабатывают техническую документацию. Планируем приобрести в ближайшее время несколько фронтальных погрузчиков с большим объёмом ковша.
Совершенствуем технологию очистки угля, которой мы уделяем особое внимание. В частности, в дополнение к имеющимся 12 магнитным сепараторам приобрели и в сентябре будем монтировать ещё два мощных магнитных сепаратора, которые будут «вылавливать» не только крупные, но и мелкие посторонние металлические предметы типа проволоки катанки или гвоздей. Приобрели за рубежом и смонтировали современные скрининговые решётки, которые задерживают разные посторонние предметы.
Экология – в приоритете
Этому направлению производства здесь всегда уделялось большое внимание. Все ранее существовавшие замечания по данному направлению устранены. В настоящее время Восточно-Уральский терминал – единственное предприятие, на котором львиная доля груза хранится в закрытых складах, благодаря чему угольная пыль не разносится ветром и не попадает в окружающую среду. Установлены дополнительные фильтры, улучшена система работы очистных сооружений, обновлена комната обеспыливания рабочей одежды, закуплены и установлены новые стиральные машины для персонала.
В то время когда большинство местных стивидорных компаний всё ещё продолжают работать по старинке грейферным методом, подавая уголь россыпью в трюм судна, на ВУТ уже давно внедрена современная система перевалки. Уголь подается со складов, уходит по крытым конвейерным линиям на судопогрузочную машину с локальной системой орошения, а затем через специальные закрытые рукава твёрдое топливо попадает в трюмы судна. При такой технологической цепочке выброс пыли в окружающую среду практически отсутствует. В целях экологической безопасности при открытом методе работы закупили и ввели в работу орошающие установки для пылеподавления в летний период, а к предстоящей зиме планируется приобрести снежные пушки.
Администрация городского округа неоднократно вручала коллективу терминала дипломы и почётные грамоты за высокий экологический уровень производства и охрану труда. По результатам работы в прошлом году терминал также был награждён специальным дипломом главы Находкинского городского округа «За высокую организацию системы управления охраны труда и создание безопасных условий труда».