Эмоциональную составляющую любого публичного выступления начальника управления образования администрации округа Натальи БОНДАРЕНКО невозможно передать на бумаге даже самыми точными, сочными литературными оборотами. Всё в эмоциональном полёте слова — глубокое знание темы далеко за рамками одного вопроса, о котором говорит, убежденность в своей правоте из собственной практики и опыта, умение выражать свои мысли, слушать и слышать других. Особая тональность заряжает её собеседника на ответную волну. От этого и результат ожидаемый — беседа всегда интересна. Вот и на этот раз Наталья Валерьевна, выступая на ежегодной конференции педагогов в канун нового учебного года, стоя на сцене, не отчитывалась, а РАЗГОВАРИВАЛА с залом.
ДИНАМИКА РОСТА
В докладе не было статистики. Стройные колонны цифр — показателей работы управления образования на экране были убедительными. Тем более что сравнивать можно было динамику роста за последние пять лет. «Готова подвести итоги своей пятилетки», — подчеркнула Наталья Валерьевна, поздравляя участников конференции, всех педагогов Находки с началом нового учебного года. В должности руководителя структурного подразделения администрации Наталья БОНДАРЕНКО проработала шесть лет.
За этот отрезок времени динамика идет только с плюсом. Еще в 2011 году в городе действовало 72 общеобразовательных учреждения, а в прошлом году их уже было 78 за счет расширения сети дополнительного образования. В учебном году 2009-2010 годов за партами сидели 14 975 учеников, 1 сентября 2014 года в классы пришел 15 351 ученик. Пять лет назад расходы бюджета на нужды образования составляли чуть более 876 млн рублей. В 2014 году с финансовым портфелем в полтора миллиарда рублей затраты на образовательную систему города составляют 54% всего местного бюджета. Большая часть их направляется в образовательные учреждения на выплату зарплат, коммунальные платежи, развитие и модернизацию материально-технической базы.
В дошкольном воспитании показатели роста сохраняются. Если в 2009 году на учреждения дошкольного воспитания из бюджета было выделено 288 млн рублей, то в прошлом году их содержание обошлось в сумму 637,3 млн рублей. Это связано и с увеличением количества детей, и с выстраиванием работы садов с учетом современных требований, во главе которых качество. Пять лет назад дошколят было 6 705 человек, в нынешнем году — 8 086.
Находка — единственный город края, где в учреждениях много свободных мест для детей старше трех лет. Проблема устройства детей более младшего возраста тоже решается. Наталья Валерьевна на этой теме остановилась, заметив, что перепрофилирование групп для малышей идет во многих действующих садах, что дает возможность значительно сократить очередность нуждающихся. А для родителей тоже хорошая новость: в садах для них создаются центры игровой поддержки — взрослых тоже нужно учить заниматься собственными детьми.
Увеличение числа учреждений дополнительного образования сказалось и на финансировании этих бюджетных расходов. За пятилетку они выросли почти в два с половиной раза. В 2009 году на эти цели было направлено 64,7 млн рублей, в 2013 – 165,2 млн рублей. Дополнительным образованием охвачен в нынешнем году 8 281 школьник против 6 767 в 2009 году. Вложения и внимание дают отличные результаты: находкинские школьники — многократные победители и призеры конкурсов всех уровней от Находки до Москвы.
Порадовали результаты ЕГЭ в наших школах. Высокий уровень сдачи госэкзаменов выпускниками 9 и 11 классов не выглядит случайным. Определилась пятерка лучших школ города. У лидеров этого списка средний балл ЕГЭ по обязательным предметам несколько последних лет не опускается ниже рекордных отметок: 71 балл в гимназии №1 и 69,9 балла в школе № 9. Чуть ниже эти показатели у школ №№ 12, 23, 19. А в целом по Находке результаты ЕГЭ по русскому языку и математике оказались выше среднекраевых значений.
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ
Подвижки в лучшую сторону и здесь налицо. Кадровый состав обновляется и молодеет. Молодежь, выпускники вузов, ежегодно вливается в педагогический состав. К сожалению, не все надолго. В 2012-2013 учебном году в управлении образования приняли 22 молодых специалиста, к концу года их осталось уже 17. В минувшем учебном году из 13 новичков, пришедших в школы в сентябре, май встретили 10. Новый учебный год в находкинских школах начали пять выпускников вузов. Вакантными остаются места для 26 педагогов.
В школах трудятся 1 850 человек, из них 990 — педагоги школ, 641 — детских дошкольных учреждений, 219 — дополнительного образования. Средний возраст — 46 лет. 549 учителей в возрасте от 46 до 56 лет, 511 — от 36 по 46, 279 человек — молодые кадры от 26 до 36. Большая группа педагогов отмечена государственными наградами. На конференции многие учителя были награждены почетными грамотами и благодарностями. Например, Евгений ГОРБАНЬ отдал профессии 60 лет, из них 37 — в школе № 23. Директор школы № 9 Наталья БОРИСОВСКАЯ возглавляет общеобразовательное учреждение уже четверть века. И этот список можно продолжать еще долго. Наталья БОНДАРЕНКО отметила еще один факт положительный — возвращение в систему просвещения педагогов, покинувших школу в разные годы.
Уровень профессиональной подготовки педагогов постоянно растет. Управление образования и информационно-методический центр «Развитие» считают своей важнейшей задачей содействовать повышению их профессиональных знаний и опыта. Традиционными, например, стали обучающие семинары и конференции, внедрение в практику современных методов обучения с использованием информационных технологий. Средства на эти цели стали уже обязательной расходной статьей в городском бюджете.
«В деле обучения и воспитания во всем школьном процессе ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», — был уверен великий мыслитель Константин УШИНСКИЙ, внесший весомый вклад в развитие оте-чественной педагогики. Это устойчивое выражение высветилось на экране, подчеркнув еще раз роль и значимость учительства. И как об этом не вспомнить в начале учебного года?