БИЛЕТ КОМПАНИЮ КОРМИТ

НАХОДКИНСКОЕ АТП было и остаётся основным перевозчиком пассажиров. За последние годы здесь произошло несколько реорганизаций. 1 августа нынешнего года оно было преобразовано в управляющую компанию «Находкинское пассажирское автотранспортное предприятие». Накануне профессионального праздника мы встретились с генеральным директором УК «Находкинское АТП» Алексеем Гашевым и попросили рассказать о том, как выживает их компания в этих суровых экономических условиях.

  • Алексей Александрович, зачем нужна была последняя реорганизация и что она дала?

— Была образована группа компаний, куда вошли ООО «Ориент авто-1», которое занимается перевозкой пассажиров на городских маршрутах, ООО «Находкинский автотранспортный альянс», специализирующееся на междугородных перевозках, ООО «Н-Лайн», выполняющее перевозки между Находкой и Врангелем, ООО «Ориент авто», которое взяло на себя все функции по проведению техосмотра автобусов парка, и ООО «Клондейк», в обязанности которого входят поддержание в должном состоянии производственной базы АТП, обеспечение теплом всех цехов и управления предприятия, проведение медосмотра водителей перед выездом на линию. Цель реорганизации — централизация управленческих функций, снижение издержек на выполнение стратегических задач.

  • Что для предприятия сегодня является самым больным вопросом?

— Повышение тарифа на проезд. Это та составляющая, от которой целиком и полностью зависят стабильная работа АТП и жизнь коллектива. Никаких дотаций из местного либо краевого бюджетов мы давно не получаем, живём только от проданного билета. А его цена не поднималась уже три года. Соответствующие документы, подтверждающие целесообразность увеличения тарифов, мы подготовили и давно отправили в департамент цен администрации края. Дойдут ли они до губернатора, не уверены до сих пор. Из ценовой проблемы вытекает другая — кадровая. Особенно на городских маршрутах продолжает сохраняться высокая текучесть. Несмотря на то, что зарплату водителям приподняли до 25-30 тысяч рублей в месяц и теперь уже в 55 лет они уходят на пенсию, люди всё равно увольняются. Работа у них физически и психологически очень трудная, приходится рано вставать, постоянно проходить медконтроль перед выходом на линию…

В прежние годы водителей после 60-летнего возраста, если не желали уходить на заслуженный отдых, обычно переводили в обслуживающие подразделения. Сегодня их некем заменить. К примеру, на пригородных маршрутах почти все — пенсионеры. А в целом в АТП уже более 10 процентов водителей, которым давно за 60. Молодёжь за такие деньги не хочет работать, а те, кто немного поработал, уходят — кто в спецморнефтепорт «Козьмино», кто в Приморский НПЗ, кто на сухой док, где платят больше. В прошлом году набрали и обучили за счёт предприятия две группы водителей автобусов, каждая по 28 человек. Издержки на одного составили около 15 тысяч рублей. И что вы думаете: со временем из них осталось работать в АТП всего два человека.

  • Сегодня, наверное, как раз та ситуация, когда и на рынке труда нет профессиональных водителей. Как думаете решать проблему?   

— Их действительно нет. Те люди, которых увольняем по статье за то либо иное нарушение, через центр занятости снова приходят к нам, и мы вынуждены принимать их по второму и даже по третьему кругу. До сих пор в парке простаивают несколько автобусов, потому что никак не можем укомплектовать их водителями. Что предпринимаем? Вышли на центры занятости Дальнереченска, Фокино, с помощью Находкинского центра занятости отправили письма в остальные 30 муниципальных образований края. Там зарплата у автобусников гораздо ниже. И люди откликаются на наши предложения. Недавно приехала семья из Кавалерово, снимает жильё и работает в АТП. Есть люди из Дальнегорска.  Многие хотели бы приехать, но сдерживает проблема жилья. И помочь АТП им не может, еле-еле сводим концы с концами.

Кроме того, общаемся с переселенцами из других регионов. Едут с удовольствием, с зарплаты снимают квартиры или дома и работают в АТП. Одно их не устраивает — слишком долго оформляются документы на переезд миграционной службой России. 

  •  Удаётся ли в такой финансовой ситуации пополнять парк техникой?

— С большим трудом. В прошлом году приобрели две новые машины и 17 бэушных 2005-2006 гг. выпуска, в этом купили пять новых автобусов марки «Дайва» и два — «Каунти». Одна машина стоит порядка 90 тысяч долларов. Новая при нормативном сроке службы 7 проходит 10 лет. Потом сделаем капитальный ремонт, и ещё поработает пятилетку. Средний возраст автобусов в парке составляет 13 лет. Это говорит о том, что процентов 80 из них уже прошли через капитальный ремонт. И мы по-прежнему продолжаем делать всё возможное для создания пассажирам удобств и комфорта; если в социалистические времена ежедневно мы выпускали на городские маршруты 50 автобусов, то сегодня – не менее 100, включая ООО «ЦРС» и ООО «Авто Экспресс Прим».

  • Какой видится перспектива?

— Страна всё ещё держится как на кадровых, так и на технических запасах социализма. В Находке, как в целом и в России, катастрофически не хватает токарей, сварщиков, слесарей, кузнецов, шлифовальщиков каленвалов и других рабочих специальностей. Молодёжь в большинстве своём предпочитает идти то в охранники, то в лёгкий бизнес, а рабочие специальности нынче не в почёте. Всё меньше ПТУ становится по стране. Ещё несколько лет — уйдёт старшее поколение, и тогда мы всерьёз столкнёмся с кадровой проблемой.

Что ещё? С 1 января в России возрастут налоги на зарплату. Это ещё раз ударит по бюджетам предприятий. Хотя уже сегодня из-за того, что нам не утверждают новые тарифы, городские перевозки пассажиров являются убыточными, а междугородные — еле-еле покрывают свои издержки. Воспользоваться перекрёстным субсидированием, как это позволялось раньше, уже нельзя. Остаётся одно — судиться с департаментом по тарифам администрации края. Определённый опыт в этом есть. В прошлом году высудили 17 млн рублей — долг за провоз льготников с 2005 по 2007 годы. Тяжбы длились, считай, полтора года, но правда восторжествовала. На эти деньги обновили подвижной состав. По этой же статье за последние три года администрация края задолжала нам ещё 20 млн рублей. Придётся опять обращаться в суд.

  • Алексей Александрович, Россия приняла решение по оснащению транспорта навигационной системой ГЛОНАС либо Джи-ви-эс. Какие меры на этот счёт предпринимаются АТП?

— Сделали предварительные расчёты: только на приобретение сервера и бортового оборудования понадобится по меньшей мере 3 млн рублей. Принят на работу специалист, который будет заниматься решением этих вопросов. Изучили рынок сбыта, ознакомились с фирмами, которые предлагают соответствующее оборудование и услуги по его установке. С нового года начнём закупать. Чтобы снизить издержки, установку возьмём на себя. Что даст это нововведение? Прежде всего через спутниковую систему на мониторе диспетчер может увидеть каждый автобус на линии как в городе, так и на межгороде, возрастёт дисциплина в соблюдении водителями маршрутного расписания, уменьшится количество ДТП, есть ряд других преимуществ…

  • Что вы пожелаете автотранспортникам в канун профессионального праздника?    

— Не терять надежды и оптимизма, верить в то, что ситуация, в конце концов, изменится к лучшему, а наши услуги будут востребованы. Ветеранам и всем труженикам автотранспортного предприятия желаю крепкого здоровья, благополучия, терпения и счастья. По традиции в актовом зале пройдёт торжественное собрание, поздравим лучших из лучших, а также ещё раз поблагодарим всех за нелёгкий, но благородный труд. С праздником поздравляю и все автотранспортные предприятия Находкинского округа. Успехов в нашем нелёгком деле и всех вам благ.

 

 

Запись опубликована в рубрике Поздравляем!. Добавьте в закладки постоянную ссылку.