к судьбе сестёр – девятилетней Даши и восьмилетней Лиды Сафоновых – многие находкинцы. Корреспонденция о критической ситуации в семье была опубликована в «НР» (№ 161 от первого октября) и называлась «Не по плечу ноша, когда отцу за 70, а дочери – первоклашки». Не называя фамилий, наши читатели узнавали адрес семьи, чтобы отвезти одежду, игрушки, книги… А также зачастую выражали претензии в адрес социальных служб, которые допустили неблагоприятные для существования детей условия проживания.
В частности, на сайте «НР» был помещен коллективный комментарий публикации, подписанный – «родительский комитет школы». В нём, в частности, говорится: «…Девочки жили в центре «Альбатрос» два года, потом их определили в интернат, где от них вскоре отказались. Почему социальные педагоги не занимались вопросом помещения сестёр в детский дом? Ведь они знали ситуацию. Отец в силу возраста не имеет возможности дать девочкам нужного воспитания, не может научить их ухаживать за собой. Уже целый год в доме нет отопления. Нет условий для проживания. В школе №16, в которой на тот момент учились дети, социальный педагог собрала для них нужные вещи и учебники. Но, не отучившись и месяца, девочки учебники потеряли…» Авторы письма спрашивают, почему социальные службы города не торопятся решить проблему.
Редакция газеты обратилась к директору реабилитационного центра для несовершеннолетних «Альбатрос» Андрею Чебакову с просьбой определить девочек в руководимое им учреждение. Он дал согласие, оговорив, что отец детей должен привезти их сам. Но Геннадий Александрович не спешил расставаться с дочерьми, хотя в неотапливаемом доме жить с приходом холодов стало совсем невозможно.
По настоянию школы №16, где учились в первом классе сёстры Сафоновы, их отец, собрав необходимые документы, доставил дочерей в реабилитационный центр.
Как рассказал Андрей Чебаков, младшая из сестёр была больна, её привезли с высокой температурой и сразу же поместили в больницу. Старшая в настоящее время проходит обследование, с ней работает психолог, девочка понемногу адаптируется в коллективе. Группа небольшая – семеро детей, поэтому вниманием воспитателей никто не обделён. Обе девочки будут учиться в школе №17.
— В нашем центре дети находят временный приют, — рассуждает Андрей Петрович. — Поэтому надо позаботиться о дальнейшей судьбе сестёр. Возвращать их престарелому отцу, который не в состоянии обеспечить уход, нельзя ни в коем случае. Решение проблемы видится в том, чтобы ограничить родительские права Сафонова, не способного воспитывать малолетних детей.
Осуществить это на практике очень непросто. Как разъяснила начальник территориального отдела опеки и попечительства Татьяна Ткаченко, по существующему закону ограничение родительских прав допускается в случаях, если: оставление ребёнка с родителями опасно для него по обстоятельствам, не зависящим от них (психическое расстройство или иное хроническое заболевание…); если поведение родителя опасно для детей… Словом, препятствий множество.
В данном случае иск об ограничении родительских прав Геннадия Сафонова теоретически можно подать в суд органами и организациями, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей, но выиграть дело практически невозможно. Отец девочек не имеет вредных привычек, здоров и не отказывается их воспитывать. То, что он не сумел создать благоприятные условия для проживания дочерям, он, скорее всего, объяснит тяжёлым материальным положением в данный момент. Хотя есть немало свидетелей того, что неухоженный дом, антисанитарные условия для проживания – факты очень длительного периода. Недаром же отец допускал, что два года дочери воспитывались в казённом доме – в центре реабилитации.
Геннадий Александрович не отдал детей под опеку их родной бабушке, которая много раз пыталась забрать их к себе. Она, кстати, значительно моложе своего зятя и воспитывает двух детей покойной дочери от другого брака. Геннадий Александрович усложнил существование девочек тем, что не стал вносить плату за их содержание в школу-интернат «Полюс» (по 400 рублей за каждую в месяц). Его упрёки в адрес педагогов этого учебного учреждения, что они отказались от детей, беспочвенны. Проблема не только в деньгах, а также в том, что девочек надо на выходные забирать домой из интерната, а это, видимо, очень хлопотно для престарелого человека.
Вариантов разрешения затянувшегося гордиева узла немного. Возможно, совместными усилиями всех служб, имеющих право решать этот вопрос, будет найден выход из создавшейся ситуации. От этого зависит судьба двух маленьких девочек, сестёр Сафоновых.
Ольга ЧИКИЛЬДИНА