Находкинская транспортно-экспедиторская компания ООО «Далькомтранс» работает на лесном рынке более полутора десятка лет. Она является одной из немногих, которым удалось выжить в годы экономического переустройства в лесной отрасли России. Пройдя несколько этапов реорганизации, дважды поменяв своё название (ООО «Леском» и «Леском-Н») в 2011 году зарегистрировалась под новым именем – ООО «Далькомтранс». Накануне профессионального праздника работников лесной промышленности мы встретились с её директором Валерием СУСТАВОВЫМ и попросили рассказать об основных задачах, которые решает компания, и о той ситуации, которая сегодня складывается на лесном рынке Находки.
— Валерий Геннадьевич, давайте начнём с приятного. Ваша компания в текущем году стала победителем сразу двух всероссийских конкурсов. Расскажите об этом подробнее.
— Пройдя жесточайший отбор конкурсной комиссии, мы стали победителями всероссийского конкурса, который проводился в два этапа Фондом содействия развитию предпринимательства. Участие в нём принимали более 600 российских компаний, но из Приморского края в состав победителей вошли только две, в числе которых и наша. По результатам конкурса мы удостоены статуэтки и диплома лауреата Ежегодной национальной премии в номинации «Лучший руководитель 2014 года». Диплом подписан председателем оргкомитета, депутатом Госдумы трёх созывов Михаилом БУГЕРА. Денежной премии, конечно же, никакой мы не получили, но моральное удовлетворение испытали. Согласитесь, это тоже неплохой стимул к новым победам и вершинам. Многие иностранные и российские партнёры, бывая у нас в гостях, обращают внимание на эти награды, а потом это так либо иначе отражается на прочности наших партнёрских отношений.
Спустя некоторое время «Далькомтранс» стал победителем ещё одного всероссийского конкурса, награждён статуэткой и дипломом лауреата Национальной налоговой премии с присуждением почётного звания «Добросовестный налогоплательщик». Конкурс организовал и провёл Фонд поддержки предпринимательских инициатив. Диплом подписан председателем оргкомитета Ежегодной национальной премии «Экономическая опора России», депутатом Госдумы II, IV и V созывов Александром ТЯГУНОВЫМ. Мы гордимся этими наградами и тем, что нашу небольшую провинциальную компанию заметили на таком высоком уровне. Честно говоря, я думал, что времена, когда присуждали звания и вручали награды, давно ушли в прошлое.
— Напомните, как и когда родилась ваша компания?
— В 90-х потоки кругляка и лесопродукции на экспорт из года в год возрастали, соответственно не хватало экспедиторских фирм. В 1998 году мы вместе с единомышленниками образовали компанию «Леском», которая стала связующим звеном между заготовителями леса, производителями лесной продукции и иностранными покупателями. Реорганизация не поменяла задачи, они остались прежними – оказание транспортно-экспедиторских услуг. Что это такое? Получив информацию отправителя об очередной поставке кругляка и пиломатериалов, по месту их прибытия мы принимаем вагоны с грузом и проверяем его наличие, занимаемся подготовкой судовой партии и оформлением всех необходимых документов после перегрузки леса на борт. Плотно сотрудничаем с таможенной и карантинной службами в Находке. География наших партнёров весьма широка — от Приморья до Красноярского края, включая лесозаготовителей и переработчиков в Иркутской и Читинской областях.
За весь период нашей деятельности через нас прошло более двух миллионов кубометров кругляка и пиломата. Для такой небольшой компании, как наша, где в настоящее время занято всего восемь человек, согласитесь, это очень большие объёмы. Усилия не остались незамеченными. По результатам переработки первого миллиона в 2010 году приказом Министерства промышленности и торговли РФ мне за большой личный вклад, внесённый в развитие отрасли, а также многолетний добросовестный труд и в связи с 50-летием было присвоено высокие звание «Заслуженный работник лесной промышленности».
— Япония на протяжении многих лет была основным потребителем нашей древесины. А как сегодня?
— Каких-то пять-шесть лет назад Страна восходящего солнца ещё потребляла из России примерно пять миллионов кубометров кругляка и до полутора миллионов пиломата в год. С 2010 года, когда правительство России стало вводить заградительные пошлины на экспорт круглого леса, объёмы потребления российской лесопродукции начали стремительно падать. Японцы быстро сориентировались и нашли другие рынки поставок: из Чили, Канады, США, Новой Зеландии и некоторых стран Скандинавии.
Заградительные пошлины ударили по некоторым японским фирмам, которые напрямую зависели от поставок российского кругляка. Часть из них, не имея возможности погасить взятые на развитие бизнеса кредиты, стала переводить свой бизнес в Китай. Эта политика аукнулась и на отечественных предприятиях. Так, если в 2010 году они поставляли в Японию до одного миллиона кубометров только пиломатериалов, то по итогам прошлого года эта цифра составила всего около 500 кубометров пиломата и примерно столько же кругляка.
Страна восходящего солнца с прошлого года перешла на новые стандарты жилищного и промышленного строительства. Доля использования изделий и конструкций из дерева в строительной отрасли Японии стала стремительно падать. Сложности в лесном экспорте продолжают оставаться и в настоящее время. Оптимисты говорят, что это явление сезонное, так, дескать, было всегда.
Летом иностранные партнёры обычно работают на прежних запасах, а с приближением зимы объёмы снова начинают расти. Ведь самым активным периодом в импорте леса и лесопродукции традиционно считается октябрь-март. Да, это так. Но минувшим летом в Находке с деловым визитом побывала японская делегация, которая заверила, что подъём их рынка в нынешнем году начнётся только с августа. Через некоторое время бизнесмены по телефону оговорились, что не раньше октября, а последний раз дали понять, что рынок активизируется, скорее всего, к концу декабря.
Таким образом, потребность в российской лесопродукции на японском рынке продолжает заметно снижаться. Давайте взглянем на такие цифры. За минувший год Россия поставила туда, если быть точным, всего 477 тысяч кубометров лесопродукции, и в то же время за этот период отправлено 1180 тысяч кубометров в Узбекистан и 3,5 млн куб – в Китай.
— Заградительные пошлины были введены с целью постепенного ухода России от экспорта сырья и развития собственных производств. Почему же, на ваш взгляд, у нас не пошла идея глубокой переработки древесины?
— Самая главная причина – ценовая составляющая. Нашей продукции оказалось очень тяжело конкурировать, к примеру, со скандинавской либо других стран, где топливо, электроэнергия, железнодорожные тарифы, а также банковские ставки по кредитам и другие составляющие существенно ниже наших. Немалую роль в ценовой политике играют и фрахтовые ставки на морские перевозки. Всё это в целом поставило нашу продукцию в суровые экономические условия. Японцам стало гораздо выгоднее купить три-четыре парохода со скандинавской древесиной по 20-25 тысяч кубометров каждый, которая по качеству нисколько не хуже российской, а по цене в два раза дешевле. Вот и делайте выводы, выгодно ли заниматься переработкой леса в нашей стране?
— В прежние времена были такие мощные организации, как Росэкспортлес, Дальлес и другие, которые могли хоть как-то повлиять на ценовую политику на внутреннем и внешнем рынках, балансировать фрахтовые ставки морских перевозок. Сегодня их уже нет. У лесопромышленников остались подобные рычаги воздействия на ценовую и транспортную политику?
— Сегодня судоходные и экспедиторские компании, а также лесозаготовители и переработчики разрозненны. Каждый из этих участников внешнеэкономической деятельности свои вопросы решает сам. При этом приходится испытывать массу разных трудностей. Однако вопроса в данное время о нашем объединении пока не стоит. Почему? Потому что между многими компаниями по-прежнему сохраняется серьёзная конкуренция.
— Валерий Геннадьевич, как отметите предстоящий профессиональный праздник?
— По традиции будет издан по компании праздничный приказ, люди получат денежные премии. Но если в это время под погрузкой будет стоять пароход и нужно будет обеспечить срочный выход его в море, то для нас нет особой разницы: праздник это или обычные будни. Кто должен быть на рабочем месте, тот будет работать. И тем не менее искренне поздравляю с Днём работников леса родной коллектив, а также всех, чья деятельность так либо иначе связана с лесным бизнесом! Крепкого вам здоровья, оптимизма, успехов в работе и уверенности в завтрашнем дне!