В новый год — без долгов!

122Есть хорошая традиция — отдавать долги перед Новым годом, ведь входить в новую жизнь со старым багажом негативных переживаний не хочется никому. У жителей Находкинского городского округа, которые вовремя не оплачивали электроэнергию в уходящем году, осталось не так много времени, чтобы перейти из разряда неплательщиков в добросовестные потребители. О том, как это лучше сделать, а также, что ждёт тех, кто не решит все свои проблемы с долгами за потреблённую электроэнергию, мы попросили рассказать начальника Находкинского отделения «Дальэнергосбыта» Максима ИЛЮЩЕНКО.
— Максим Викторович, к сожалению, некоторые граждане считают, что могут пользоваться электроэнергией и не платить за неё. Расскажите, как сегодня обстоят дела с оплатой электроэнергии абонентами вашего отделения?
— Действительно, некоторые граждане не понимают, что электроэнергия – это такой же товар, как любой другой, за который надо платить. Ни в одном магазине в городе вам не отдадут хлеб или молоко в долг или за обещание «потом заплачу». Что же касается коммунальных ресурсов, то часть потребителей ошибочно считает, что они были и будут у них всегда. И поэтому думают, что за них можно заплатить завтра, послезавтра или вообще не платить.
На сегодняшний день Находкинское отделение «Дальэнергосбыта» недополучило более 134 миллионов рублей! То есть более 56 миллионов киловатт-часов, потреблённые населением округа, остались неоплаченными. Более 10 тысяч наших абонентов не оплачивают потреблённую электроэнергию свыше 2-х нормативов потребления.
— А когда потребитель из добросовестного плательщика превращается в должника?
— Потребитель считается должником уже после того, как не оплатил квитанцию за электроэнергию до 25 числа месяца ее получения. Однако какие-либо принудительные действия к нему энергокомпания начнёт применять только после того, как размер задолженности за электроэнергию превысит 2 месячных норматива потребления, как предписывают изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые Постановлением Правительства РФ № 354.
— Тогда напомните, что такое норматив?
— Норматив потребления электрической энергии принимает и утверждает департамент по тарифам Приморского края. Величина его зависит от количества комнат, проживающих и благоустройства жилья. Он может быть равен фактическому месячному потреблению, а может быть меньше или больше.
Некоторые абоненты, использующие различную энергоёмкую технику, могут за месяц потребить электроэнергию в размере двух или трёх нормативов.
— И тогда они попадают в разряд должников и в их квартире гаснет свет?
— Не совсем так. Сначала мы предупреждаем потребителя об имеющейся задолженности по телефону, потом направляем ему уведомление и только по прошествии 20 дней, которые предоставляются потребителю для оплаты долга, производим отключение.
Отмечу, что ограничение электроснабжения – это вынужденная мера. У нас нет задачи отключить должников во что бы то ни стало. Действия компании в первую очередь направлены на получение оплаты за потребленную электроэнергию для того, чтобы своевременно и в полном объеме рассчитываться с предприятиями – производителями электроэнергии, и сетевыми организациями, доставляющими ее до потребителей.
— А можно как-то решить вопрос задолженности и не допустить отключение электроэнергии?
— Конечно, можно, мало того, мы постоянно говорим своим абонентам, что компания готова рассмотреть различные варианты решения данной проблемы.
В том случае, если потребитель получил уведомление об отключении, он должен погасить свою задолженность за потреблённую электроэнергию. После этого желательно поставить в известность о произведённой оплате наших специалистов, позвонив по телефону 62-30-77. Дело в том, что иногда должники оплачивают долговые квитанции всего за несколько дней до запланированного отключения, из банка или почтового отделения денежные средства не успевают поступить к нам, и за абонентом продолжает числиться долг, в результате его жильё могут обесточить.
Если по каким-то причинам абонент не может единовременно погасить всю сумму долга, мы предлагаем ему заключить соглашение о реструктуризации. Оформить данное соглашение должники могут по адресу: ул. Верхне-Морская, 6А, каб.1.4. Срок погашения долга оговаривается индивидуально. Обычно реструктуризация оформляется на срок от 1 до 6 месяцев. При этом обязательным условием является оплата первоначального взноса и текущего энергопотребления.
— Но есть и такие граждане, которые даже после отключения не спешат оплачивать долг, а самовольно подключаются. Вы пресекаете подобные действия должников?
— Конечно. Наши агенты по сбыту энергии постоянно проводят проверку ранее отключенных потребителей. В случае самовольного подключения они принимают меры по повторному отключению. Причем эти меры могут быть технически реализованы гораздо жестче, для того чтобы воспрепятствовать повторным попыткам подключения. Помимо этого мы направляем заявления в правоохранительные органы о привлечении нарушителя к административной и уголовной ответственности.
— Помимо отключения электроэнергии должнику вы еще можете обратиться в суд, чтобы востребовать долг?
— Да, мы активно ведем претензионно-исковую работу в отношении должников. Ежемесячно наши юристы направляют в суд более 300 исковых заявлений. Только за 11 месяцев 2014 года было направлено более 3,5 тысячи исков  на 58 миллионов рублей. Большая часть из них уже рассмотрена в суде. Стоит отметить, что в 100% случаев суд остается на стороне ОАО «ДЭК». И здесь срабатывает довольно простой механизм: мы поставили продукт — будьте добры за него заплатить.
Чтобы не иметь неприятностей с законом, многие потребители предпочитают рассчитаться с энергетиками до вынесения судебного решения.
Но если суд все-таки состоялся и должник не спешит гасить долг, то исполнительные листы направляются в Федеральную  службу судебных приставов-исполнителей. Они уже взыскивают задолженность всеми возможными способами: могут наложить арест на заработную плату, пенсию, стипендию, банковские счета, имущество должника, запретить оформление документов на автотранспорт и недвижимость, вынести постановление о запрете выезда за пределы Российской Федерации. Также по Закону «Об исполнительном производстве» помимо запрета выезда должники не имеют права на получение загранпаспорта.
В этом году благодаря комплексу мер, примененных к недобросовестным абонентам, должники вернули в бюджет предприятия почти 32 миллиона рублей.
— А насколько должен быть велик долг, чтобы человеку запретили пересекать границу Российской Федерации?
— Сегодня законодательством определена величина задолженности не менее 10 тысяч рублей. К слову сказать, таких потребителей у нас более 3 тысяч. В отношении 400 из них в службу судебных приставов уже направлены исполнительные листы с ходатайством о запрете на выезд за пределы страны.
— Что же делать потребителям, чтобы не столкнуться со всеми этими неприятностями? 
— Ответ очевиден – надо платить за свет вовремя. Тем более что способов рассчитаться за электроэнергию масса: квитанции принимают и на почте, и в отделениях практически всех банков, и, конечно, в кассах «Даль-энергосбыта». К тому же сейчас можно оплачивать квитанции ОАО «ДЭК», даже не выходя из дома.
— Максим Викторович, расскажите об этом способе оплат подробней.
— Вот уже несколько лет действует услуга оплаты электроэнергии через Интернет. Воспользоваться данной услугой могут абоненты-держатели пластиковых карт систем VISA, Mastercard. Для того, чтобы произвести интернет-платёж, необходимо зайти на наш сайт www.dvec.ru, выбрать раздел «Оплата банковскими картами» и, следуя инструкции, заполнить все поля — указать номер своего лицевого счета, период, за который производится оплата, сумму, занести данные с расчетной пластиковой карты стандартов VISA/Mastercard. После этого необходимо нажать кнопку «Оплатить» и подождать несколько минут, пока не завершится процесс.

Елена БЫЗОВА
Запись опубликована в рубрике Наш город. Добавьте в закладки постоянную ссылку.