Самая мужская профессия

14 НОЯБРЯ исполняется 120 лет морскому образованию в Приморском крае, начало которому положили Александровские классы, открытые в 1890 году и ставшие первым учебным заведением во Владивостоке. С этих пор ведёт свою летопись старейшее профессиональное учебное заведение Приморья — Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского, прошедший этапы большого пути от мореходных классов до училища, водного техникума, высшего мореходного училища, академии и, наконец, университета. Накануне юбилея мы встретились с одним из его выпускников, капитаном морского порта Восточный Андреем Гордиштьяном.

  •   Андрей Семёнович, какие воспоминания пронесли вы через жизнь об этом учебном заведении?

— Самые добрые. Оно дало путёвку в жизнь не только мне, но и 35 тысячам специалистам высшей квалификации, среди которых такие знаменитые капитаны дальнего плавания, как Герой Соцтруда Николай Никитич Малахов и первая в мире женщина капитан дальнего плавания Анна Ивановна Щетинина, стармехи с большой буквы, руководители пароходств и портов, судостроительных и судоремонтных предприятий. Здесь учились в прошлом министр транспорта России Александр Франк и его первый заместитель Александр Луговец, генеральный директор ОАО «ДВМП» Виктор Миськов, нынешний руководитель федерального агентства морского и речного транспорта России Александр Давыденко, другие известные в стране люди. Из учебного заведения вышли губернаторы и бизнесмены, учёные и педагоги, художники и писатели, государственные служащие. 15 его выпускников стали Героями Советского Союза и Героями Соцтруда. Так что университет имеет славное прошлое.

Несколько позже появились другие гражданские морские учебные заведения. Сегодня широко известен Дальрыбвтуз. В своё время его окончили бывший министр рыбного хозяйства СССР Николай Котляр и генеральный директор государственно важной в те времена рыбопромышленной компании ОАО «Дальморепродукт» Юрий Диденко, бывшие вице-губернатор Приморья Владимир Сидоров, гендиректор ОАО «Дальрыба» Юрий Москальцов, гендиректор ОАО «ТУРНИФ» Юрий Арсентьев и мн. др. Из учебных заведений, которые готовили специалистов среднего звена, в 1941 году появилось Владивостокское профтехучилище, поставляющее специалистов для судоремонтных заводов, Владивостокская мореходная школа, готовящая кадры рядового плавсостава. В 1974 году добавилось Владивостокское мореходное училище, позже переименованное в морской рыбопромышленный колледж. А в августе 1995 родилось ещё одно учебное заведение — Владивостокский морской техникум, который также готовит специалистов морских профессий.

Особых слов благодарности заслуживает Дальневосточное мореходное училище, расположенное в Находке. Оно стало поистине главной кузницей, поставляющей мотористов, матросов, электросварщиков, техников, бухгалтеров, экономистов и других специалистов для флота, рыбопромысловых, а также предприятий аквакультуры и по изготовлению орудий лова для всего Дальневосточного региона. Сегодня это большой учебный комплекс, располагающий, пожалуй, самой богатой в городе библиотекой по части технической литературы – 111 тысяч томов, уютным читальным залом, компьютерными классами, мастерскими, учебно-промысловым полигоном, водоспортивной станцией и спортзалами. В настоящее время  здесь обучается свыше тысячи курсантов по таким специальностям, как техник-судоводитель, техник-судомеханик, монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных установок, эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов. 

  • У каждого из этих заведений поистине своя славная история, свои традиции, пути развития и становления. В прежние годы места родителей на судоремзаводах, в портах, пароходствах, рыбопромышленных предприятиях нередко занимали дети, в почёте были трудовые династии, люди гордились этим и дорожили. Сегодня морское образование стремительно теряет свою привлекательность и престижность. Что, на ваш взгляд, происходит в этой сфере?

— Времена, когда сын моряка становился моряком, к сожалению, давно прошли. Почему эта профессия уже не так популярна, как в прежние годы, и что может сегодня привлечь молодых людей к работе на море? Раньше заработки здесь существенно отличались от доходов на суше, а значит, народ стремился в море, прекрасно понимая, что после рейса он может сделать какие-то крупные покупки и ещё останется на нормальную жизнь. Кроме того, из-за границы многие привозили разные вещи, которые в наших магазинах были раза в три-четыре дороже. Но в последние годы эта ситуация в корне изменилась. Сегодня на наших прилавках всего в изобилии, как говорится, были бы только деньги. Пожалуй, самой распространённой причиной идти в море остаётся одно —  возможность посмотреть мир, ну и, конечно же, романтика. Для многих людей эта работа становится родной стихией. Даже в перерывах между рейсами они продолжают жить морем, скучают по океанским просторам, лазурной глади, морскому дыханию и укладу жизни на судне, новым странам. 

С другой стороны, профессия моряка — это неимоверно тяжёлый труд, с присущими ему сложностями и рисками, требующий огромных физических и моральных усилий. В конце долгого и напряжённого рабочего дня моряка не ждёт возвращение домой, к семье, он не может провести вечер с друзьями в кафе, сменить обстановку, расслабиться и отдохнуть. Непрекращающееся урчание дизелей и постоянное движение судна — его родная стихия, это его рабочее место и дом одновременно. И так продолжается изо дня в день в течение нескольких месяцев. А где-то в глубине сознания ещё постоянно присутствует и мысль о стихийных бедствиях и разных опасностях на море, переживания за семью.

Всё это я прочувствовал на себе. В 27 лет был назначен капитаном судна, и сейчас, глядя с высоты прожитых лет, по сути, был юношей, но на меня уже были возложены обязанности по выполнению экипажем поставленных производственных задач, ответственность за людей, судно. Это, скажу вам, непростое дело. Одно, когда ты руководишь каким-то коллективом на суше, и другое — в море, когда с подчинёнными «варишься в одном котле», считай, все 24 часа в сутки. В таких обстоятельствах каждый из членов экипажа очень быстро становится психологом, и там уже не схитришь, не слукавишь, потому что всё как на ладони.

В плане совершенствования человеческих отношений это очень хорошая школа, как, впрочем, и в воспитании таких качеств, как мужественность, сила воли, работоспособность. Поэтому, если юноша желает стать мужчиной, проверить себя, на что он способен, испытать свою волю, он должен обязательно идти в море. Это, повторяюсь, очень хорошая школа. Если тебя не приняли на судне, матрос ты или капитан, не имеет значения, значит, проблема всё же не в экипаже, а в тебе. Есть смысл задуматься, каков же ты на самом деле и что сокрыто внутри тебя, что отталкивает, а не притягивает к тебе других. 

Что бы ни говорили, профессия моряка сложная, но и очень важная. Именно поэтому на Дипломатической конференции совета IМО (Международная морская организация) в Маниле поступило предложение: за уникальный вклад, вносимый моряками в международную морскую торговлю, мировую экономику и развитие гражданского сообщества, ежегодно 25 июня отмечать День моряка. Хотелось, чтобы это доброе начинание других стран поддержала и Россия. 

  •  Слышал, решением Международной морской организации (IМО) нынешний год объявлен Годом моряка. Что это даст, на ваш взгляд?

— Кроме того, во всём мире начата кампания «Стань моряком». В совокупности, если можно так выразиться, эти две кампании призывают правительства и участников судоходной индустрии мира предпринять конкретные действия по улучшению условий работы моряка, чтобы жизнь на судне наиболее приблизить к той, что на берегу. Так хочется, чтобы этот призыв услышала и наша страна. Исторически сложилось, что Россия, исходя из её пространственных и геофизических особенностей, места и роли в глобальных и региональных международных отношениях, считается ведущей морской державой. Поэтому грустно видеть, что труженики моря не ценятся нашим обществом, а их работа на флоте принимается как должное. Фактически абсолютное большинство потребителей, приобретая хлеб или топливо для авто, заморские фрукты, другие жизненно важные предметы и продукты питания, не задумывается о том, как они попали к нам. А ведь кто-то же их доставил сюда из других регионов или стран, проводя суда через шторма, подчас рискуя здоровьем и даже жизнью. В этой связи мне хотелось бы привести одну выдержку из выступления первого заместителя директора Управления по безопасности мореплавания Международной морской организации Хартмута Хессе.

Выступая три недели назад на ХIII Международном семинаре Российского морского регистра судоходства в Санкт-Петербурге, он попросил правительства всех стран придавать больше значения перспективным планам развития судоходной индустрии путём оказания ей поддержки в тех инициативах, которые она выдвигает для улучшения своего имиджа, а также устранения неблагоприятных факторов, которые могут разрушить этот имидж. Говоря о морских учебных заведениях, он подчеркнул, что они очень нуждаются в предоставлении им соответствующих ресурсов (как финансовых, так и человеческих), чтобы обеспечить приход в профессию хорошо обученных моряков. Правительства могут сделать многое, чтобы обеспечить в обществе популярность морских профессий, например, могли бы признавать службу на судне в качестве обязательной службы в армии, обучать безработных, а также способствовать тому, чтобы морскую карьеру выбирали и женщины.

  • В одной из публикаций представителя ITF (Международная организация транспортных рабочих) встречается ссылка на исследования, проведённые журналом Loyds Ship Manager, где даны результаты опроса моряков. На вопрос о том, хотели бы они, чтобы их сыновья и дочери работали в море, 83 процента ответили отрицательно.

— Причинами тому чаще всего называют негативный климат в судоходстве. Заголовки публикаций о брошенных экипажах, пиратских нападениях, аварийных ситуациях снижают авторитет в обществе к морской профессии. Вместе с тем, общество почему-то не вспоминает о высоких процентах безопасно доставленных грузов, сравнительно низком воздействии на окружающую среду, строгих законах и тысячах людей, которые добросовестно и честно трудятся на флоте. Сегодня в российском судоходстве немало делается для поднятия престижа: повышается уровень социальной защиты, реализуются новые программы профессиональной подготовки, ратифицирована Конвенция Международной организации труда.

Профессиональная подготовка становится основным вопросом повестки дня для многих конференций и форумов. Так, 31 августа прошло совместное заседание Госсовета РФ и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. Совершенно неслучайно оно было посвящено профессиональному образованию в стране. Выступая здесь, президент Дмитрий Медведев подчеркнул необходимость разработки более совершенных профессиональных стандартов. Важной задачей было названо создание цепочек «лицей – колледж – университет». Такая схема уже практикуется в России, и Министерство транспорта решило эту задачу одним из первых.

Безусловно, нужно возрождать шефское и историко-патриотическое движение с различными конкурсами и викторинами, поощрением победителей. Так, на одном из заседаний Морской коллегии в Архангельске была одобрена идея Росморречфлота о создании школы юнг, и в некоторых регионах России этот процесс уже начался. Работу по популяризации морской деятельности необходимо начинать с раннего школьного возраста, когда закладываются основы формирования личности, и тогда гораздо легче будет проводить профессиональную ориентацию среди выпускников.  

  •  Андрей Семёнович, что бы вы пожелали выпускникам школ в заключение нашего разговора?

— Я скажу одно: работа моряка, если можно так выразиться, является самой мужской профессией. Несмотря на мировой кризис, экономическая обстановка в морской индустрии по-прежнему продолжает оставаться стабильной. Не стало в последнее время экспортного круглого леса, уменьшился поток импортных автомашин, это место занял каменный уголь, растут объёмы грузоперевозок и по другим позициям. К примеру, российским флотом за нынешний год перевезено грузов на 20 процентов больше, чем до мирового кризиса. Так что моряки без работы не остались, и никогда не останутся. А значит, есть смысл приходить на флот. Условия жизни и труда на судах заметно приближаются к мировым. Наши права защищаются международными конвенциями и профсоюзами.

И что не менее важно в нынешнее время, морское образование можно получить бесплатно. Сегодня не каждая семья может предоставить своему ребёнку такую возможность, а морские учебные заведения дают такой шанс. Здесь ребята все четыре года плотно заняты делом, при желании могут вести активную культурную и спортивную жизнь. Для молодого человека это как раз тот период жизни, когда формируется его характер, жизненная позиция, личностные качества. И как важно, чтобы в это время он оказался в правильном русле.

Записал Владимир ПАНТЮХОВ
НА СНИМКЕ:
Андрей Городиштьян. 

 

Запись опубликована в рубрике Образование. Добавьте в закладки постоянную ссылку.