ПАМЯТИ жертв политических репрессий посвятили находкинские краеведы свое очередное заседание, которое было приурочено к специальному дню в календаре и состоялось в центральной городской библиотеке.
Людмила Эйсвальд – экскурсовод, член общества изучения Амурского края, маленькой девочкой помнит колючую проволоку и забор, за которыми заключенные в 50-х годах строили городскую поликлинику и роддом. Оттуда на волю прилетали камни с привязанными запиской и деньгами. Заключенные просили купить им чай. Через всю свою жизнь Людмила Ивановна пронесла эти воспоминания и желание узнать правду о тех, кто подвергся репрессиям. В 80-х начала читать самиздатовские книги о репрессиях в СССР, а когда в Находке стал доступным архив НКВД, активно погрузилась в исследовательскую работу. Изучала папки приказов по организации на территории нашего города транзитных лагерей для отправки заключенных по этапу, личные дела освобожденных, которым в годы войны не разрешалось покидать пределы Находки, и они, уже вольнонаемными, работали в тех же лагерях. Затем, когда документы НКВД были переданы в городской архив, продолжила работать там. Итогом ее исследований стала организация специальных экскурсий для молодежи по местам бывших лагерей и захоронений. Первая состоялась в 2008 году, а годом позже представители общества «Мемориал» обратились к Людмиле Ивановне с просьбой провести ее для жителей города, пострадавших от репрессий. Исследовательская работа продолжается, и Людмила Эйсвальд надеется найти в городском архиве много новых, не известных ей данных о годах политических репрессий.
Краевед Алла Руднева узнала о том, что она дочь «врага народа» уже взрослой. Отца, Бруно Рутинга, немца по происхождению, репрессировали в 1937 году, а 6 октября 38-го расстреляли. Пострадала от репрессий и его сестра Вера, сосланная с семьей в Таджикистан. Спустя много лет Алла Николаевна в архивах ФСБ Санкт-Петербурга изучила дело своего отца, реабилитированного в 1994 году. На днях она получила десятый том Ленинградского мартиролога – книги памяти жертв политических репрессий, соавтором которого является. Она ждала его с нетерпением. В нем опубликованы сведения о Бруно и Вере Рутинг и фотография родителей. О судьбе отца, семьи его сестры А.Н. Руднева рассказала на заседании краеведов.
А Владимир Давыдов – путешественник, член Общества изучения Амурского края, поделился своими впечатлениями от одного из сталинских лагерей, в котором он побывал, когда в прошлом году путешествовал по Северному Забайкалью. Зона с красивым названием «Мраморное ущелье» находилась в горах хребта Кодар, недалеко от поселка Чара. В 1949-51 годах заключенные добывали здесь руду для атомной промышленности. Увиденное поразило. Казалось, что до сих пор остатки лагеря хранят память о тех страшных временах, даже рельса-колокол при ударе издавала такой звук, что Владимиру слышался лай собак. Свои впечатления о его посещении и фотографии тех мест Владимир Давыдов передал в литературно-публицистический журнал «Сполохи».
Интерес к теме политических репрессий, к судьбам тех, кто стал их жертвой, растет с каждым годом. Сегодня в Находке есть много серьезных исследований, которые могут стать отправной точкой не только для родственников репрессированных, но и для тех, кто изучает эти трагические страницы истории страны.
Елена СТАСИНСКАЯ