Находка расположена на полуострове Трудном. Интересное название. Изучая недавно тему охраны наших берегов в прошлом веке, я подумал, что он был трудным для взятия врагами. Мне кажется, что о том, что я расскажу читателям, нужно помнить.
В сороковых-начале пятидесятых годов прошлого века участок нашего города от мыса Астафьева до бухты Людянза был, пожалуй, самым густонаселенным. Особенно район мыса Астафьева, где располагалось командование подразделения ОВР (охрана водного района). В подразделение, кроме морских частей, пограничных кораблей и торпедных катеров, входили и береговые батареи. Они охраняли не только границы нашего государства, но и заход в бухту Находка.
Батарея из двух дальнобойных орудий располагалась в непосредственной близости от маяка, и рядом же, на сопке, стояла зенитная батарея. Вот что рассказывает старожил города Татьяна Ивановна БЫКОНЯ (Куницкая), родители которой работали смотрителями маяка на мысе Астафьева с 1953 года: «Наш дом находился рядом с маяком, и дорога в поселок проходила между двух батарей. Особенно запомнилась батарея, пушки которой были направлены в сторону сопки Сестра, т.е. перекрывали водную акваторию от мыса Астафьева до противоположной стороны залива Америка. И когда стреляли эти пушки, дом ходил ходуном. Орудия всегда закрывались камуфляжной сеткой, и для посторонних они были невидимы. Рядом находились подземные казематы, в которых хранились боеприпасы, а на берегу моря стоял большой дот.
Зенитная батарея состояла из трех пушек. На сопке Сигнальной, сразу за поселком, где проживали семьи военнослужащих и гражданское население, был установлен дальномер и метеостанция».
Дальше по берегу бухты Находка до мыса Линдгольма (район ЖБФ) располагался дивизион подводных лодок. Они часто выходили на позиции в открытое море, а учения подводников «погружение–всплытие» проводились в бухте Читауз, и нам, мальчишкам, было интересно наблюдать, как вдруг из глубин морских появляется черное блестящее тело подводной лодки. Полигон артиллерийских стрельб находился здесь же: на северной обрывистой части острова Лисий устанавливали щиты и по ним отрабатывали стрельбы. В эти дни доступ на остров для нас был запрещен.
В следующем распадке между сопок была баня для моряков дивизиона и роддом (здание бани существует до сих пор). Следующий распадок – жилой микрорайон. Семьи офицеров-подводников проживали в трех двухэтажных комфортабельных домах (сейчас улица Макарова). Район так и назывался – ДНС (дома начальствующего состава). Рядом находилась водокачка, которую обслуживали матросы. А дальше шел первый участок с Мореходной школой юнг и семилетней школой № 11 (3). На сопке первого участка была установлена зенитная батарея, состоящая из трёх пушек, и точно такие же батареи были установлены в районе нынешнего Южного микрорайона и бухты Тунгус.
Ну и самая главная батарея — № 905. В водах залива Америка были установлены гидрофоны, которые прослушивали все подходы к порту. Управление ими осуществляли специалисты воинской части, расположенной в бухте Попова. Сопки вокруг наших поселков были изрыты окопами. А если учесть, что в поселке Унаши стоял полк морской истребительной авиации, то можно с уверенностью сказать – наш город Находка был хорошо защищен от врага. Это было очень важно – ведь совсем недавно завершилась Вторая мировая вой-на на Тихом океане и ещё шла война в Корее.
Прошло время. Старые шесть торпедных катеров американского производства были списаны и подняты на берег на территории УАМР, а новые перебазированы в бухту Козьмина. Кстати, о торпедных катерах. Первая база торпедных катеров была расположена в затоне на 44 участке на месте Находкинского СРЗ, а экипажи проживали в одноэтажной казарме (улица Молодежная, 1). Её так и называли — казарма катерников. Несколько подводных лодок были подняты на стапели Приморского судоремонтного завода и разобраны на металлолом, остальные перевели в Магадан, полк морской авиации, зенитные и дальнобойные батареи расформированы.
Разъехались мои одноклассники: Кантемиров, Шанин, Тренин, Перцев, Иванов, Тарабанько, Ветлугина, Григорьева и многие другие. Отцы этих ребят были офицерами разных родов войск, и все участвовали в Великой Отечественной войне. Но осталась в нашем городе морская часть новейших пограничных кораблей, которая достойно охраняет подходы к нашему городу-порту.